UA / RU
Поддержать ZN.ua

Организованная целенаправленная жестокость – расследование Ассошиэйтед Пресс в отношении российского генерала Чайко

«В плен попал один мальчик, 18 лет. Сначала ему прострелили ногу из пулемета, потом отрезали уши. Он во всем признался, и его застрелили…» – из перехвата разговора оккупанта со своей матерью.

Для генерал-полковника российской армии Александра Чайко, который в марте руководил наступлением России на Киев со стороны села Здвижевка, жестокость и показательные расстрелы были нормой. Это показало расследование, проведенное  Ассошиэйтед Пресс и телекомпанией PBS, сообщает AP NEWS. Это была стратегическая и организованная жестокость.

«В плен попал один мальчик, 18 лет. Сначала ему прострелили ногу из пулемета, потом отрезали уши. Он во всем признался, и его застрелили, — рассказал российский солдат, по имени Лёня, своей маме. — Мы не берем пленных. То есть, мы никого не оставляем в живых».

Они кричали «Киев наш!»

В 7 часов утра 24 февраля командир этой дивизии генерал-майор Сергей Чубарыкин приказал своим войскам перейти на территорию Украины из Беларуси и с боями пробиваться к Киеву, утверждают украинские прокуроры. Чубарыкин подчинялся Чайко.

Мальчишки-солдаты — некоторые не намного больше своих автоматов — сидели на верхушках своих танков, крича: "Теперь мы возьмем Киев! Киев наш!" — говорят очевидцы.

Войска, двигавшиеся к столице, получили приказ блокировать и уничтожить "националистическое сопротивление", по данным Королевского института объединенных служб, лондонского аналитического центра, который изучил копии российских планов боевых действий. Солдаты использовали списки, составленные российской разведкой, прочесывая кварталы, чтобы выявить и нейтрализовать всех, кто мог представлять угрозу.

"Эти приказы были подписаны на уровне Чайко», - сказал Джек Уотлинг, старший научный сотрудник RUSI, который поделился планами боевых действий с AP.

Читайте также: Украина vs Сирия: ISW проанализировал опыт российского военного командования

Свидетели и выжившие в Буче, а также в Озере, Бабинцах и Здвижевке — всех районах, захватом которых руководил Чайко — рассказали AP, что российские солдаты пытали и убивали людей при малейшем подозрении, что они могут помогать украинским военным.

Солдаты говорили своим матерям, женам и друзьям в России, что они убивали людей просто за то, что те находились на улице, в то время как "настоящие" гражданские лица должны сидеть в подвалах.

21 марта солдат по имени Вадим позвонил своей матери: "У нас приказ: отбирать телефоны у всех, а тех, кто сопротивляется — короче говоря — к черту на …".

Малейшее движение занавески на окне - возможный признак наблюдателя или боевика - оправдывало обстрел жилого дома артиллерией. Украинцев, которые признавались в передаче координат российских войск, казнили, в том числе подростков, говорят солдаты.

«У нас приказ – не брать военнопленных»

«У нас приказ не брать военнопленных, а сразу всех расстреливать2, - сказал солдат, по имени Лёня, в телефонном разговоре 14 марта.

Ожесточенное сопротивление украинцев и плохое командование оттеснили российские войска с запланированной линии наступления. Некоторые из них оказались в Буче, где, по словам украинских прокуроров, 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия участвовала в смертоносной операции по зачистке 4 марта улицы Яблоньской, самой смертоносной дороги в оккупированной Буче.

По данным украинской военной разведки и аудиоперехватам, полученным AP, остальные вместе с тысячами других военнослужащих расположились в Здвижевке, крошечном селе в получасе езды к северу от Бучи, которая стала основной передовой оперативной базой для штурма столицы.

Российские войска окопались в лесах вокруг Здвижевки. Таня, которая побоялась назвать свою фамилию, рассказала, что танки были припаркованы чуть ли не в каждом дворе. Российские войска заняли десятки заброшенных домов. По ее словам, в самой большой и богатой усадьбе у леса расстреливали людей.

Андрей Школяр живет на улице Центральная со своей большой семьей, несколькими домами ниже роскошного комплекса. 18 марта Школяр и его жена шли неподалеку к дому родственника, когда мимо пронесся УАЗ Патриот темного цвета, резко остановился и поехал назад.

Из внедорожника российского производства вышел высокий светловолосый военный с бородой и потребовал объяснить, почему они нарушили комендантский час.

"Я даю вам один час, чтобы вернуться домой, или вы будете как этот в машине", — сказал ему русский.

Школяр посмотрел через заднее стекло внедорожника и увидел мужчину, прислонившегося к окну, с заклеенными скотчем глазами и руками за спиной.

На следующий день, 19 марта, украинцы нанесли точный удар, разбив российский склад на страусиной ферме. Тот же светловолосый офицер и водитель UAZ Patriot, а также третий человек появились у входной двери Школяра и вывели всех из дома для поиска оружия. Они сказали, что убьют всех, если что-то найдут.

"Мы прощались с жизнью", — вспоминает Школяр. — Что еще мы могли сделать?"

Они облили его бензином и сделали вид, что поджигают

Зачистка охватила все село. Виталия Черныша забрали в тот день, когда он ехал на велосипеде через поле. По словам Черныша, солдаты нашли фотографию российских военных машин, которую кто-то прислал ему 25 февраля на Viber, и вместе с тремя другими людьми, связанными и с завязанными глазами, отвели его в ближайший сарай. Был мороз, все дрожали от холода.

С наступлением ночи они разговорились с русским, охранником. "Он сказал, что привезли еще пленных", — вспоминает Черныш. — Из Бучи, из Озеры, из Блиставицы и еще откуда-то... Словом, собирали людей".

На следующий день Черныша с завязанными глазами вывели в поле и обвинили в том, что он наблюдатель.

"Где националисты?" — требовали солдаты. Они облили его бензином и сделали вид, что поджигают. Они приказали ему бежать через, как они сказали, минное поле. Черныш с завязанными глазами с трудом поднялся на ноги и попытался выполнить команды солдат: "Направо. Иди прямо. Идите быстрее".

Затем они снова били его чем-то по ногам. Черныш хотел скорее умереть.

Наконец, подошел человек, которого Черныш принял за человека более высокого ранга, посмотрел его телефон и сказал солдатам, чтобы они отвезли Черныша домой.

Некогда уютная Буча стала глобальным символом зверств России

Некогда уютная Буча стала глобальным символом зверств России в военное время и делом номер один для украинских прокуроров по военным преступлениям. Отступающие солдаты оставили после себя тела более 450 мужчин, женщин и детей - почти все со следами насильственной смерти.

Но резня не ограничивалась Бучей. Она повторялась в городе за городом, в деревне за деревней. В том числе и в Здвижевке.

30 марта местный житель Евгений Пограничный рискнул зайти в усадьбу у леса, где базировались российские офицеры. Дом был разгромлен.

Пограничный выбрался через задний двор в дальний конец сада. Там с наступлением ночи он обнаружил нечто гораздо худшее: тела двух мужчин - одного с раздробленным черепом, свернувшегося, как ребенок, с суставами под странными углами; другого с красными следами на шее и запекшейся кровью на голове.

На следующее утро он привел на место происшествия старосту села, священника и односельчан. Обнаружили еще три трупа. Кровь была свежей. У некоторых из них были связаны глаза и руки. Двое, похоже, были одеты в чужую одежду.

Всего в Здвижевке - селе с населением в 1000 человек до войны - было найдено 17 убитых.

Генерал Чайко заслужил мировую репутацию за жестокость, возглавляя российские войска в Сирии

Прокуроры по военным преступлениям в Украине пытаются собрать доказательства против Чайко, который заслужил мировую репутацию за жестокость, возглавляя российские войска в Сирии.

Великобритания ввела санкции против него за его действия там, а Human Rights Watch утверждает, что Чайко может нести командную ответственность за широкомасштабные нападения на больницы и школы и использование оружия неизбирательного действия в населенных пунктах во время печально известной кампании в сирийской провинции Идлиб в 2019 и 2020 годах. По данным группы, погибли по меньшей мере 1600 гражданских лиц; около 1,4 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.

В Украине прокуроры говорят, что у них нет доказательств того, что Чайко отдавал приказы о конкретных преступлениях, но очевидно, что зверства совершались с его ведома.

В июне Госдепартамент США ввел санкции против 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии и 234-го гвардейского десантно-штурмового полка, а также 64-й отдельной мотострелковой бригады России за зверства в Буче.

Все эти подразделения находились под непосредственным командованием Чайко, сообщили AP украинские власти. Но ответственность Чайко простиралась за пределы Бучи.

Центр "Досье" обнаружил явные ссылки на конкретные российские воинские части в недавних базах данных по истории работы 14 номеров мобильных телефонов. Девять из них принадлежали членам подразделений, которые, как сообщили AP украинские власти, находились под командованием Чайко.

Формальные структуры командования в военное время для остальных неясны, но четыре номера принадлежат подразделению 62295, воздушно-десантному полку, базирующемуся в Иваново, к северо-востоку от Москвы. Это подразделение находилось в Озере, вдоль участка фронта, который контролировал  Чайко. Центр "Досье" сумел отследить персональные данные конкретных солдат.

За несколько дней до того, как тела замученных селян были найдены в саду в Здвежовке, два очевидца видели Чайко, менее чем в километре вниз по дороге в его штабе в селе.

В украинском законодательстве нет понятия командной ответственности, но если прокуроры смогут доказать, что Чайко играл ключевую роль в реализации незаконной политики Российской Федерации или должен был знать, что делают его войска, и был в состоянии пресечь их действия, ему могут быть предъявлены обвинения в военных преступлениях, преступлениях против человечности или геноциде в международном суде.

Тоби Кадман, международный юрист по правам человека в Лондоне, который добивается привлечения России к юридической ответственности за зверства в Сирии, сказал, что доказательств, собранных AP и Frontline, достаточно для проведения расследования в отношении Чайко в Международном уголовном суде.

Как сообщалось, Владимир Путин не застрахован от уголовного преследования за военные преступления, если они будут доказаны. Об этом заявил Главный прокурор Международного уголовного суда (МУС) Карим Хан