Еще несколько недель назад украинская армия страдала от безжалостных вражеских ударов на Донбассе. Потери были велики, а российские войска постепенно захватывали новые территории. Западная поддержка ослабла на фоне роста скептического отношения к перспективе, что Украина может победить в войне на истощение или что отправка передового вооружения изменит ход войны.
Но несмотря на это, украинское послание к миру не изменилось: «Мы можем победить. Наша стратегия постепенно, но работает. Пусть поток оружия продолжается».
«Никто не может пока сказать наверняка, способна ли Украина победить армию России, если количество оружия увеличится. И какова будет эта победа. Украинские просьбы предоставить больше оружия стали звучать так часто, что некоторые на Западе начали воспринимать их как нереалистичный шум на фоне», - пишет New York Times.
Но на этой неделе, используя дальнобойные артиллерийские системы для уничтожения российской инфраструктуры, Украина снова пытается убедить мир, что она все еще способна победить Россию. И теперь у нее есть доказательства. Чиновники указывают на недавние успехи, такие как удар по российскому складу боеприпасов с помощью систем HIMARS в Новой Каховке. Несколько дней назад украинская артиллерия повредила мост через Днепр, который играл немаловажную роль в обеспечении российских сил. Аналитики считают, что это говорит о начале контрнаступления на юге с целью освободить Херсон. В четверг украинские чиновники заявили, что армия атаковала более 200 целей на юге с помощью дальнобойной артиллерии.
Несмотря на возобновленный украинский оптимизм, военные аналитики и чиновники на Западе утверждают, что говорить о поворотном моменте еще рано. И еще предстоит проделать большую работу. Они также предостерегают, что не стоит возлагать слишком большие надежды на конкретный вид оружия на фоне хаоса и нестабильности линии фронта, которая простирается на сотни километров от Харькова до Николаева.
«Сейчас мы достигаем того, чего не могли достичь раньше. Но прорыва на фронте нет. Не существует панацеи, волшебной палочки, которая принесет победу уже завтра», – сказал директор фонда «Вернись живым» Тарас Чмут.
Однако в Киеве ключевые чиновники в сфере безопасности настроены оптимистично.
«Чем быстрее партнеры снабдят нас оружием, тем быстрее закончится война», - сказал глава СНБО Алексей Данилов.
Украина получила поддержку для ее стратегии, когда США согласились передать еще четыре установки HIMARS и другое вооружение, включая системы ПВО NASAM, которые помогли бы защитить украинские города от российских ракет. Министр обороны Ллойд Остин тоже оптимистично оценивает украинские шансы успеха.
«Наша помощь влияет на ситуацию на местах. Россия думает, что она может выстоять дольше, чем Украина и мы. Но это лишь очередной российский просчет», – сказал он.
Глава MI6 Ричард Мур тоже настроен оптимистично. Он сказал, что армия России «вот-вот исчерпает себя». Ей придется как-то сделать паузу. И это даст Украине возможность нанести ответный удар. New York Times, однако, пишет, что вопрос, действительно ли дальнобойное оружие поможет добиться перелома в войне и заставить армию России отойти, остается без ответа. США и Европа боится отправлять Украине слишком много техники, прежде чем украинские солдаты научатся ею пользоваться. Аналитики говорят, что армия страны не способна овладеть новыми видами вооружений так легко, как она об этом говорит. Западные чиновники также опасаются, что огневые возможности придадут Киеву уверенности и он может начать контрнаступление слишком рано. Пентагон, в свою очередь, встревожен истощением его собственных запасов в ближайшие месяцы.
Усиливая атаки на юге, Украина столкнулась с другим стратегическим выбором. Как использовать новые летальные возможности: сосредоточить огневую силу на востоке или пробиваться в оккупированный Херсон.
«Стратегия – это всегда означает принимать все новые решения и идти на уступки в чем-то», – сказал директор института CNA Майкл Кофман.
Западные чиновники понимают украинское желание вернуть территорию под свой контроль и обеспечить победу, которая бы дала надежду. Но на Западе также опасаются, что армия Украины еще не готова к масштабному контрнаступлению в Херсонской области. Киев уверяет, что он не прибегает к рискованным маневрам с новым оружием. И не будет делать никаких больших шагов преждевременно.
«Мы понимаем, что у нас сейчас недостаточно ресурсов для активной стратегии. Мы работаем с нашими партнерами. Когда у нас будет достаточно возможностей, тогда мы и будем принимать решения о будущих действиях», – сказал бригадный генерал Александр Кириленко.
Директор Института МакКейна и бывший помощник Министра обороны США по России, Украине и Евразии Эвелин Фаркас считает, что Киев может разгромить российскую армию. Но эта его способность не вечна, потому что поддержка Запада опирается на признаки, доказывающие, что Украина способна освободить оккупированные территории.
«Им недостаточно сдержать россиян. Если украинцы не смогут показать успехи на поле битвы, поддержка США и Европы украинских оборонных усилий будет становиться слабее», – сказала Фаркас.