Украинские мужчины на всех этапах своей жизни подвергаются разным формам насилия, чаще всего со стороны других мужчин, но предпочитают молчать об этих случаях, свидетельствуют результаты всеукраинского соцопроса, проведенного правозащитниками Amnesty International.
«Мужчины периодически подвергаются насилию, но до сих пор не хватает комплексных исследований этой проблемы. Именно поэтому Amnesty International инициировала всеукраинский опрос – чтобы исследовать отношение мужского населения к насилию, его опыт, знание и готовность поддерживать изменения. (...) Сейчас очень важно инициировать системные изменения на уровне государства и привлечь к ним мужчин, чтобы разрушить табу и научить пострадавших не молчать», - отмечает директор AI в Украине Оксана Покальчук.
Результаты опроса подтвердили: большинство украинских мужчин склонны замалчивать случаи насилия, независимо от возраста и среды насилия.
Сколько мужчин обращались за помощью и получили ее
Около 80% респондентов, сталкивавшихся с домашним насилием в детстве или зрелом возрасте, не обращались за помощью. Замалчивали проблему и те, кто пережили буллинг или побои в школе (79%), получал телесные повреждения на улице в детстве и юности (74%).
Так, только 12% опрошенных, говорили о случаях домашнего насилия кому-либо из близких (около половины - матери, около трети - друзьям, реже - отцу или сестре/брату). Среди тех, кто говорил о домашнем насилии хоть кому-то, большинство (69%) получили ожидаемую поддержку и помощь после обращения.
Среди тех, кто не сообщал о домашнем насилии по отношению к себе, треть не делали этого, потому что считали себя виноватым (32%), а треть - потому что не знали, что об этом нужно кому-то говорить. Существенно реже причинами были уверенность в том, что ситуацию можно решить самостоятельно, или стыд (14 и 12% соответственно).
Среди опрошенных, сталкивавшихся с насилием в школе, за помощью обращались только 15% - преимущественно к матери/мачехе или отцу/отчиму, треть опрошенных предпочла довериться друзьям или учителю. Из тех, кто обращались за помощью, подавляющее большинство (85%) получили ее.
Более половины из тех, кто сталкивались с насилием в школе и не обращались за помощью, не делали этого, потому что считали, что могут сами справиться с ситуацией (53%), а каждый четвертый - потому что не считали, что об этом нужно кому-то рассказывать ( 24%).
В случае с физическими уличным насилием за помощью обращались только 22% пострадавших подростков - преимущественно к отцу/отчиму или к матери/мачехе, а также к кому-то из друзей (по 38-40%). Абсолютное большинство тех, кто просили о помощи, получили ее (89%).
Более половины пострадавших не обращались за помощью, потому что считали, что могут сами справиться с ситуацией (58%), не верили, что это поможет, или не думали, что об этом нужно рассказывать (по 21%).
Несколько лучше выглядит ситуация с обращениями в случае уличных побоев во взрослом возрасте - о таких случаях сообщали 29% опрошенных, в основном - в полицию (65% среди обращавшихся). Среди тех, кто не обращался за помощью, более половины не делали этого, потому что считали, что сами могут справиться с ситуацией (53%).
При этом только 15% взрослых мужчин, сталкивавшихся с домашним насилием, обращались за помощью. Те, кто не обращались, зачастую не делали этого, потому что считали, что смогут разобраться с ситуацией самостоятельно, или не думали, что об этом нужно кому-то рассказывать.
Большинство опрошенных, не сталкивавшихся с домашним насилием во взрослом возрасте, рассказали социологам о том, что знают, куда нужно обращаться в этом случае (59%). Доля таких ответов существенно выше среди опрошенных в возрасте 18-24 года - 70%, и в возрасте 65+ лет - 71%.
Половина таких опрошенных считают, что нужно обратиться в полицию (52%), каждый пятый обратился бы в профильную общественную организацию (21%) или на горячую линию (19%).
Почему мужчины молчат
Одна из причин, почему мужчины не склонны обращаться за помощью, - то, что они не всегда распознают эти ситуации как насилие. Меньше половины опрошенных (48%) признает запрет общаться с друзьями психологическим насилием, а незаконное ограничение передвижения - физическим.
Кроме того, только 25% отметили, что страдали от домашнего насилия в детстве и юности. Но когда респондентам приводили примеры конкретных ситуаций, например пощечины или угрозы, количество утвердительных ответов было существенно выше.
В частности, об опыте, когда члены семьи давали пощечины или били ремнем, рассказали 65% опрошенных. Почти 50% подвергались унижениям, словесным угрозам, запугиванию; 17% имели в детстве опыт лишения жилья, одежды, денег, личных вещей со стороны членов семьи. А 4% пережили опыт нежелательных сексуальных прикосновений или сексуальных домогательств со стороны членов семьи.
Еще одна причина не обращаться за помощью - замалчивание темы насилия в украинском обществе. Более половины тех, кто сталкивались со школьным или уличным насилием до 16 лет и не обращался за помощью, считали, что сами справятся с проблемой.
Почти такая же ситуация у взрослых мужчин, имевших опыт домашнего насилия. Второй распространенный ответ на вопрос о причине молчания в юности и в зрелом возрасте - это устоявшееся мнение, что о таких случаях не нужно говорить вообще.
Опросы «Место и опыт насилия в социализации мужчин» проводился исследовательским агентством Info Sapiens на заказ Amnesty International в Украине.
Анкетирование проходило в период 17.04-08.05.2021, были опрошены 2016 респондентов мужского пола в возрасте от 18 лет и старше. Опрошенная выборка соответствует распределению взрослого мужского населения Украины (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей и Крыма) по возрасту, макрорегионами и размеру населенного пункта, согласно данным Государственной службы статистики по состоянию на 1.01.2020.
Опрос не ставит целью сравнение опытов мужчин и женщин или умаление проблемы насилия в отношении женщин, которые чаще становятся пострадавшими от домашнего и сексуального насилия. Это исследование призвано снять табу с темы насилия на разных этапах социализации мужчин, исходящего преимущественно от других мужчин.