UA / RU
Поддержать ZN.ua

Муфтий Духовного управления мусульман Автономной Республики Крым Айдер Рустемов: «Крымские татары, которые остались на полуострове — это наш потенциал сопротивления россиянам в партизанской войне»

Участие украинских мусульман в войне почти не стоит на медийной повестке дня

Автор: Алексей Гордеев

ZN.UA поговорило с муфтием Духовного управления мусульман Автономной Республики Крым (ДУМ АРК) Айдером Рустемовым о мусульманах в контексте новой волны войны, жизни крымских татар на девятом году оккупации полуострова и будущем ДУМ АРК.

 

Википедия

Изменилась ли роль воинов последователей ислама после того, как в феврале Россия уже откровенно напала на Украину? Сколько мусульман сейчас в рядах ВСУ?

— Конечно, изменилась. Когда происходит полномасштабное вторжение по всей территории Украины, когда солдаты врываются в твой дом и насилуют детей и женщин, люди начинают все переосмысливать. Точной статистики нет, но сейчас намного больше крымских мусульман участвуют в войне. Во-первых, у нас есть спецподразделение «Крым» при ГУР, которое сегодня воюет в самом аду на востоке страны. Кроме того, есть батальон, состоящий из бывших бойцов подразделения имени Номана Челебиджихана. Если я не ошибаюсь, они сейчас проходят подготовку в центральной Украине. Численность и имена командиров я не называю намеренно, чтобы не подвергать людей дополнительной опасности.

Подытожу: с 24 февраля степень вовлечения крымских татар в ВСУ и другие силы обороны значительно повысилась.

Читайте также: Россияне собираются отправлять крымских срочников на линию фронта

Есть ли вообще в этой войне религиозный фактор?

— Он есть, но точно не доминирует. Религиозное измерение важно для отдельных верующих людей, которые воюют. Но их меньшинство. Если же говорить о крымских татарах, то вопрос религии и войны для них крайне важен. Потому что с полуострова выехали люди, которые не смирились со status quo, бросили там свое имущество и родных, чтобы бороться с оккупацией.

Полуостров сейчас

В 2016 году подсчитали, что с момента оккупации полуостров по тем или иным причинам покинули от 9 до 20 тысяч крымских татар-переселенцев. Есть ли у вас более свежие данные?

— Однозначно уже больше 50 тысяч. Сейчас это число растет в связи с российской мобилизацией. Почти все эти мусульмане входят в наше, «материковое» ДУМ АРК. В общем, на сегодняшний день у нас 22 общины в разных областях Украины. К сожалению, несколько из них сейчас находятся во временно оккупированных Херсонской и Запорожской областях.

В каких условиях сейчас живут крымские татары?

— Люди как жили, так и живут. За восемь лет успели приспособиться. Получили паспорта, потому что вынуждены были это сделать (хотя откладывали до последнего). Нет паспорта — нет пенсии. Это я уже не говорю, что без паспорта каждый раз нужно оформлять документы на временное проживание, въезжать и выезжать каждые три месяца. Кроме того, в какой-то момент у многих людей появились разочарование и невериев то, что Украина вернется. Восемь лет — это большой срок.

— Как следует из ваших публичных выступлений, для вас очень важна тема принудительной мобилизации мусульман в Крыму. Вы заявили, что крымский татарин, который добровольно вступил в российскую армию или на контракт, — предатель своего народа. Также с 24 февраля вы советовали крымским татарам прятаться или выезжать с полуострова, потому что россияне  сознательно мобилизуют крымских татар (по данным WSJ, 90% мобилизованных относятся именно к этому народу). Есть ли данные, сколько крымских татар принудительно мобилизованы? Сколько выехало?

— К сожалению, такой статистики нет. Но из отдельных личных обращений к нам знаем, что массовые повестки в первый день объявления частичной мобилизации приходили именно крымским татарам. Забирали из сел группами. Поэтому из Крыма выехало примерно пять тысяч крымских татар. К сожалению, большинство из них пострадали в дороге из-за отсутствия документов. Возможно, даже половина вернулась на полуостров. Они выехали, угроза мобилизации немного утихла, и они вернулись.

Я также уверен, что крымские татары, которые остались на полуострове, — это наш потенциал сопротивления россиянам в партизанской войне. Поэтому я призвал их быть готовыми к новой волне мобилизации и партизанским действиям. Это силы сопротивления, на которые может опереться Украинское государство. Без крымских татар украинский Крым представить трудно. Надеюсь, это все поняли. Эта война началась с оккупации Крыма, и она, по воле Аллаха, закончится его освобождением.

Какими вы видите отношения между Крымом и «материком» после обязательной деоккупации? Будете ли настаивать на крымскотатарской автономии?

— Я всегда на ней настаивал. Очевидно, что крымские татары как коренной народ Украины имеют право на самоопределение. Представить Крым украинским без крымских татар невозможно. Первый шаг уже сделал президент Владимир Зеленский — определил крымских татар коренным народом. Впереди два следующих: принятие отдельного закона о статусе крымскотатарского народа, а потом внесение изменений в Конституцию.

Превратить АРК в «Крымскую область» и оставить нас ограниченными в своих правах? Мы народ со своими корнями. Наш язык на грани вымирания. Все это нас не устраивает, ведь угрожает внутриукраинскими волнениями. Зачем это всем нам? Это немудро, неправильно.

Читайте также: Оккупанты в Крыму готовятся к освобождению полуострова Украиной — ГУР

На каких принципах вы вообще видите восстановление именно украинского Крыма?

— Если смотреть на это сквозь призму религии, то должна воцариться справедливость. Россияне — захватчики, колонизаторы. Кстати, в классической исламской литературе прописывается такой момент: даже молитву того, кто захватил чужую территорию, Аллах не принимает. Как и в течение 40 дней не принимает молитву того, кто выпил водки. Так что, россияне должны выехать с полуострова. Крым должен быть деколонизирован от «русского мира». С точки зрения украинского законодательства, все имущественные правомочия россиян недействительны. Думаю также, что с Эмирали Аблаевым и его коллегами нужно обходиться так же, как и с любым другим коллаборантом. Людей, которые с умыслом публично отстаивали правоту РФ (онлайн или офлайн), следует максимально сурово наказать. Люди, которые отстранялись от российской политики и вместе с тем просто выполняли свою работу, продолжали работать в школах, больницах и тому подобное, ответственности не несут.

Крымские татары на юге Украины

— Известно, что общины ДУМ АРК были активны прежде всего на юге Херсонской области, близ полуострова. Как оккупация повлияла на жизнь мусульман на уже освобожденных территориях и влияет в регионах, временно контролируемых Россией? Есть ли случаи пыток? Как свидетельствовал имам общины «Бирлик» Рустем Асанов, на оккупированных территориях юга Украины религиозная деятельность полностью прекращена. Это так?

— Все так. Рустема Асанова подвергали пыткам. Когда это делали, спрашивали о другом имаме, Усеине Тохлу из Новоалексеевки. Он вовремя выехал и вывез вдов и сирот, которым почти перед вторжением России приобрели там дома и поселили. После бегства Асанова выехал имам Геническа Эдем Баснаев, которого, к счастью, не успели подвергнуть пыткам. Стрелковского руководителя общины Дильшода Рахимова тоже пытали, но он не выехал, его сильно запугали, и, вероятно, он подписал бумаги, которые от него требовали, как и Асанов. С ним связи нет. Он сидит дома и никуда не выходит. Мелитопольская община не выходит на связь. Ее руководитель Сеит-Асан Аблаев лишь отвечает на мои приветствия. Понятно, что он боится и не хочет со мной общаться. Новокаховский имам Эскендер Мустафаев выехал с семьей после того, как россияне оккупировали регион. Прожили в подвале где-то неделю и отправились под обстрелами. Еле выехали на самом деле. С ними связь есть, и они ждут, когда можно будет вернуться. Руководители общин, которые выехали с оккупированной территории, преимущественно осели в Киеве и стараются что-то делать, помогать. Рустем Асанов и его семья в столице. Кое-кто выехал в Европу. Тех мусульман, которые остались, просто запугали.

 

Религия и политика

Что мировой ислам знает о войне в Украине? Как о ней узнает? Как ее оценивает?

— Мировой ислам — это огромный фронт религиозной дипломатии. В мусульманском мире война в Украине воспринимается совсем под другим углом. Они смотрят на нее как на пример противостояния Запада и РФ.

Кроме того, в некоторых частях мусульманского мира можно видеть симпатию к России, ведь она противостоит Западу. Здесь речь идет даже не о его «загнивании» или «либеральности», а о палестинском вопросе и памяти об Ираке и Афганистане. «Запад всегда воевал против ислама». А Россия воюет против Запада. Соответственно, враг моего врага — мой друг. Чтобы это разъяснять духовным лицам, нужно ехать в те страны, садиться, пить кофе-чай и много общаться. Говорить о том, что развязанная Россией война — дикая, и она не война, в международном понимании, когда уважают гуманитарное право.

Читайте также: Оккупационная власть Крыма собирается провести на полуострове "национализацию"

Почему иностранные религиозные мусульманские лидеры избегают осуждать российскую агрессию или хотя бы военное насилие?

— Потому что участие украинских мусульман в войне почти не стоит на медийной повестке дня. Поскольку о нас не слышно, Россия влияет на позицию мусульманских стран. Кроме того, какие российские месседжи транслируются? В стране строятся мечети и исламские школы (но замалчивается уничтожение инакомыслия). Иностранным мусульманам показывают, что ислам в РФ свободно развивается и что можно помогать российским мусульманам. Конечно, это срабатывает, потому что мусульман в Украине — два миллиона, а в РФ — 20 миллионов.

Поскольку Крым оккупирован, мы потеряли большинство мечетей. На материке у нас их мало. Все, что мы делаем, начато после оккупации, с нуля. Нам никто не помогает. Но мы не жалуемся. Мы довольны своей страной и рады жить на родной земле. Но если мы говорим о политическом противостоянии, то очень-очень важна государственная поддержка. Без нее никак.

Больше статей Алексея Гордеева читайте по ссылке.