Миллионы православных украинцев за границей остаются без попечения со стороны Православной церкви Украины. Почему так происходит, рассказала Екатерина Щеткина в статье для ZN.UA «Канонические скитания».
Эксперт объяснила, что Православная церковь Украины мало чем может помочь в этой ситуации. Ведь, согласно Томосу об автокефалии, ПЦУ не имеет права основывать приходы на «канонической территории» Вселенского патриархата — а это почти вся Западная Европа. Еще и европейские епископы Вселенского патриархата со своей стороны отнеслись очень ревниво к эксклюзивному праву духовного окормления украинских православных.
«Здесь в Европе действуют приходы УПЦ США (Вселенского патриархата). Нас они воспринимают как конкурентов. У нас и раньше – к Томосу – было определенное противостояние: епископские конференции, в которые входит и УПЦ США, а также греки, румыны, другие писали постановления, что мы — схизматики и самозванцы. И сейчас мало что изменилось в их риторике. Но теперь, например, они обвиняют нас в отсутствии епископов. И это отчасти правда – с 2019 года мы здесь без епископа», – рассказал о. Петр Боканов.
Щеткина добавила, что с того момента, как ПЦУ получила Томос об автокефалии, она предпочитала «не замечать» диаспоры. По словам автора, находящиеся в Европе украинцы в частных разговорах сообщали, что по просьбе отправить священника на приход получали от Киевской митрополии ПЦУ сакраментальный ответ: «Читайте Томос».
«Такая ситуация: одна конфессия устанавливает другой границы милосердия и пастырской опеки, а та, склонив голову, эти границы согласовывает. Даже несмотря на войну. По-моему, это антихристианская позиция — с обеих сторон», – добавил о. Петр.
Напомним, 6 января 2019 Украина получила Томос об автокефалии ВЦУ, подписанный Вселенским патриархом Варфоломеем. 15 декабря 2018 года на Объединительном соборе в Софии Киевской предстоятелем поместной церкви был избран митрополит Переяславский и Белоцерковский Эпифания.
В течение первого года кроме Вселенского патриархата ВТО признали Элладская православная церковь и Александрийский патриархат. Русская православная церковь (РПЦ) пытается блокировать этот процесс.