UA / RU
Поддержать ZN.ua

Луценко солгал о "списке Йованович" — ЦПК

Кроме того, заявления Луценко о вмешательстве Украины в выборы в США, также не совсем правдивы.

В Центре противодействия коррупции заявили о том, что генпрокурор Юрий Луценко соврал, когда сказал, что посол США в Украине Мари Йованович передала ему список лиц против которых не стоит открывать уголовные производства. Также Луценко манипулировал и несколько искажал информацию, говоря о руководителе НАБУ Артеме Сытнике и вмешательств Украины в выборы в США во время интервью для американского издания The Hill.

Указано, что единственным доказательством того, что Йованович передала Луценко список "неприкасаемых" является опубликованное в американском издании The Hill письмо посольства США к Генпрокуратуре Украины. Именно это письмо Луценко показал журналистам как доказательство передачи списка. Однако, в ЦПК утверждают, что этот документ, который касался сфабрикованного дела, подписали еще задолго до назначения Мари Йованович послом в Украине.

The Hill

The Hill

В ЦПК напомнили, что 16 марта 2016 года так называемый департамент Кононенко-Грановского начал уголовное производство по якобы хищению Центром противодействия коррупции средств, которые организация не получала. Следователи пытались найти 4,4 млн долл. средств американских налогоплательщиков, которые по версии правоохранителей, должны были пойти на реформу Генпрокуратуры.

В центре добавили, что 22 марта следователи ГПУ фактически обманули суд о выделении этих средств в Центр противодействия коррупции и получили разрешение на доступ к счетам организации, а позже и к ее контрагентам. В результате ЦПК обратился с заявлением о преступлении на следователей и прокурора по этому делу.

"ГПУ в то время не волновали факты отсутствия каких-либо претензий со стороны правительства США относительно исчезновения средств американских налогоплательщиков в Украине", - отметили в ЦПК.

Указано, что ЦПК никогда не занимался реформой Генпрокуратуры. Следовательно, уголовное производство против центра было незаконным поводом для следователей, чтобы добраться до банковских счетов, операций, финансовых и бухгалтерских документов организации.

Уже 4 апреля 2016 года заместитель главы миссии посольства США Джордж Кент направил письмо заместителю генерального прокурора Юрию Столярчуку от имени тогдашнего посла Джеффри Паятта с разъяснением относительно фейкового дела о хищении средств на реформу Генпрокуратуры. Это самое письмо и передал американским журналистам Луценко в марте 2019.

В центре объяснили, что ГПУ продлила следственные действия по ЦПК даже после того, как правительство США подтвердило, что никакие средства не исчезали. Более того, за два дня до закрытия соответствующего производства ГПУ получила еще 11 постановлений о временном доступе к документам организации, ее контрагентам и донорам. При этом заместитель генерального прокурора Виктора Шокина Юрий Столярчук даже заявлял о намерении допросить в рамках дела тогдашнего посла Джеффри Паятта.

12 мая 2016 года на должность генерального прокурора назначили Юрия Луценко. В тот день, выступая в Верховной Раде, Луценко заявил о том, что дела против Центра противодействия коррупции "настолько дебильными, что они просто позорят Генеральную прокуратуру Украины".

30 мая 2016 года дело в Генпрокуратуре закрыли из-за отсутствия состава преступления.

29 августа 2016 года Мари Йованович передала верительные грамоты и приступила к обязанностям посла Соединенных Штатов Америки в Украине.

"То есть первая встреча посла Йованович с генпрокурором Луценко не могла состояться раньше 29 августа 2016 года, когда "дебильное" уголовное производство, которое "позорит Генеральную прокуратуру Украины" уже было закрыто", - подытожили в ЦПК.

Высказывания Луценко относительно Артема Сытника, который якобы вмешался в выборы США, огласив информацию расследования относительно Пола Манафорта, также были не совсем правдивыми.

Так генпрокурор заявил о том, что один из народных депутатов недавно сообщил ему о наличии решения суда, согласно которому сотрудник НАБУ осуществлял незаконное вмешательство в американскую избирательную кампанию. Луценко говорит о решении Окружного административного суда Киева (ОАСК), согласно которому Сытник и народный депутат нарушили закон, обнародовав информацию о якобы оплате наличными миллионов долларов Полу Манафорту. Соответствующий иск подал депутат от БПП Борислав Розенблат, который находится под следствием НАБУ.

"Само решение суда является сомнительным, ведь принимая его суд вышел за рамки своей юрисдикции в отношении решения только публично-правовых споров. В этом деле суд решил частный спор", - отметили в ЦПК.

При этом Луценко говорит, что Сытник официально рассказал о криминальном расследовании дела относительно Манафорта, якобы, чтобы помочь Хиллари Клинтон. Как отметили в ЦПК, официально Сытник об этом не заявлял. Лишь на одном из украинских телеканалов обнародовали аудиозапись плохого качества, на которой голос, похожий на Сытника, говорит, что он помогал Хилари. Тот же голос рассказывает о расследовании по делу Манафорта и озвучивает расплывчатые намеки на расследование ФБР относительно Клинтон.

Луценко также опирается не выше указанное решение суда, которое не вступило в законную силу. При этом обвинения Луценко являются голословными, ведь аудиозапись не может считаться доказательством, так как ее осуществляли не правоохранители.

Кроме того, говоря о Сытнике генпрокурор вспоминает, что он является тем самым директором, которого после назначения на должность главы НАБУ приветствовал лично приветствовал экс-вице-президент США Джо Байден; директор, который помог закрыть дело, в рамках которого Николай Злочевский подозревали в отмывании 35 млн долл; директор, который раскрыл информацию об уголовном производстве против Манафорта.

По данным ЦПК, в этих словах Луценко также присутствует манипуляция и ложь. Во-первых, в публичном пространстве нет информации, что Байден приветствовал Сытника, поэтому все высказывания Луценко по этому поводу можно считать спекуляцией. Во-вторых, как отметили в ЦПК, дело против Злочевского помогло закрыть не НАБУ, а Генпрокуратура. В-третьих, именно Луценко в мае прошлого года публично говорил о предоставлении информации спецпрокурору Мюллеру, который вел дело Манафорта, и предложил совместную следственную группу.

Также Луценко заявил о том, что получил постановление суда, в котором признается участие Украины в предвыборной кампании США. По его словам, ГПУ откроет уголовное производство и даст правовую оценку ситуации.

Однако, с юридической точки зрения, суд первой инстанции признал факт вмешательства в выборы, но признал незаконным распространение информации, что привела ко вмешательству, по мнению суда.

"Никаких фактов вмешательства ОСК не устанавливал и не мог бы установить, ведь что является вмешательством в выборы США, а что нет, могут определить только соответствующие органы власти США на основе законодательства США", - отметили в ГПК.

20 марта Юрий Луценко в интервью американскому изданию The Hill рассказал, что ГПУ расследует умышленный "слив" финансовых отчетов о Манафорте с целью повлиять на выборы в США в пользу Клинтон. Утечка этих данных в СМИ США вызвала отставку Манафорта из штаба Трампа.

Луценко также обвинил посла США Мари Йованович во вмешательстве в работу Генпрокуратуры. Он утверждал, что посол США Мари Йованович якобы передавала ему список лиц, просила не подвергать уголовному преследованию. В Госдепартаменте США заявление главы ГПУ опровергли, назвав его "откровенной выдумкой".

Народный депутат Светлана Залищук выразила уверенность, что свое заявление Луценко не мог не согласовать с президентом Петром Порошенко. По мнению депутата, это заявление является частью кампании, направленной на дискредитацию НАБУ, а также американского посла за ее резкие высказывания о коррупции в Украине.

Глава "Центра противодействия коррупции" Виталий Шабунин заявил, что после демарша Луценко Порошенко должен уволить его с должности генпрокурора.

В свою очередь, депутат от "Блока Петра Порошенко" Владимир Арьев заверил, что Луценко не согласовывал свое заявление ни с кем. Особенно с президентом.