UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто загрязняет реку Днепр в Киеве и как остановить экологическую катастрофу

Автор: Богдан Ференс

Утро 13 мая для жителей левого берега Киева оказалось не солнечным. И это касалось не только погоды. Резкий, ощутимый смрад в воздухе и маслянистые серые пятна, растекшиеся по поверхности притока реки Днепр, просигнализировали об опасности. Опасности, которая сочетается с бездеятельностью. Прежде всего бездеятельностью тех служб и государственных учреждений, которые отвечают за защиту окружающей среды, а особенно главной водной артерии Украины.

Читайте также: Украинский сапер разработал более экологическую и экономную систему разминирования: она уже на фронте

Ведь такое дерзкое нарушение природоохранного законодательства случается далеко не впервые. С 2019 года тема систематического отравления Днепра топ-загрязнителями стала резонансной. В соответствующих публикациях и медиа-расследованиях было установлено, что качество воды в большинстве водоемов Киева, мягко говоря, неудовлетворительное либо же плохое. Каждый год в украинские водоемы сбрасывают более 2 млрд куб. м разных стоков, из которых треть — неочищенные сбросы. Война с Россией лишь увеличила масштабы экологических последствий, связанных с загрязнением водоемов, в частности в разрезе влияния на Днепр и его притоки.

Как безнаказанность отравляет

На левом берегу Киева, вблизи Русановских садов, экоактивисты инициативы #Харе_труїти_р.Дніпро и жители Днепровского района Киева годами фиксируют сбросы промывных вод в Днепр из коллекторов ЧАО «Киевводоканал». Внеплановая проверка Государственной экологической инспекции в феврале 2020 года обнаружила серьезные нарушения природоохранного законодательства, а убытки для государства оценили больше чем в 16,3 млн грн. Это была первая масштабная проверка за много лет. Ее проведение стало возможным благодаря общественной активности, медийному вниманию и петиции к президенту.

Несмотря на общественный резонанс, предприятие отрицало нарушения и ссылалось на собственный контроль качества. В ответ на проверки «Киевводоканал» отказал инспекции в дальнейшей запланированной проверке, а от штрафов ему удалось «отбиться» благодаря судебному решению. Более того, «Киевводоканал» подал встречный иск в Госэкоинспекцию из-за внеплановой проверки, фактически заблокировав дальнейший мониторинг экологической проблемы.

Зато в антирейтингах Министерства окружающей среды и природных ресурсов Украины и Государственного агентства водных ресурсов неоднократно отмечалось, что «Киевводоканал» является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды.

Это неудивительно, ведь технологии и инженерные решения, которые применялись здесь еще с 1960-х годов, существенно не изменились. Яркий пример пресловутая Бортническая станция аэрации, деятельность которой десятилетиями отравляет сотни тысяч жителей крупнейших районов столицы — Позняков и Осокорков. И даже кредит Японии на реконструкцию станции в размере 1,1 млрд долл., выданный еще в 2015 году, так и не помог хотя бы что-то изменить для жителей левобережья Киева, страдающих от смрада.

Обещания на 70 миллионов евро

После очередного сброса нечистот в Днепр, который произошел совсем недавно, 16 мая, и усиление общественного резонанса ЧАО АК «Киевводоканал» обнародовало заявление, где заверило, что процессы контролирует химическая лаборатория Деснянской водопроводной станции. Также предприятие в который раз сообщило, что планирует совершенствовать технологию очищения промывных вод — за счет 70 млн евро кредита от Франции, предоставленного в рамках программы «Льготные казначейские кредиты».

Примечательно, что договор об этом кредите ратифицировали еще в 2021 году, но предприятие еще даже не начало реализовать инвестиционный проект. Для этого необходимо заключить кредитный и субкредитный договоры. И не факт, что это сделают хотя бы когда-нибудь, учитывая негативный опыт с пресловутым японским кредитом, который необходимо было направить на реконструкцию Бортнической станции аэрации.

Читайте также: Отравление водой, загрязненной нитратами: как уберечься

Кстати, об инвестиционных проектах. В письме от 29 июля 2019 года Управление экологии и природных ресурсов КГГА (топ-чиновников которой недавно заметили журналисты во время застолья в день траура в Киеве 25 апреля на территории Днепровской станции водозабора ЧАО АК «Киевводоканал») заметило, что реконструкцию Деснянской станции с внедрением технологии очищения промывных вод запланировали в рамках инвестиционной программы «Киевводоканала» еще на 2019 год. Строить сооружения для промывных вод предполагали в 20202021 годах. Последствия этой «реконструкции» сегодня хорошо видны на фото с места сбросов: в Днепр вытекают так называемые безопасные промывные воды из коллекторов предприятия. И это несмотря на то, что именно качество воды является основой прибыли компании.

Так называемые безопасные промывные воды, которые вытекают в Днепр из коллекторов ЧАО «Киевводоканал»

Действия «Киевводоканала», который должен быть в первую очередь заинтересован в соответствующем качестве воды, поскольку именно на ней предприятие зарабатывает, не способствуют улучшению ситуации. Несмотря на заявления о контроле качества стоков, предыдущие проверки Госэкоинспекции обнаружили серьезные нарушения законодательства. Предприятие оштрафовали на миллионы гривен за превышение норм загрязнителей в сбросах, которые попадают в Днепр. Однако признавать свою вину ЧАО «Киевводоканал», кажется, не планирует.

Вонючая пена растеклась по течению в сторону Русановки и Осокорков, г. Киев которого попадают в Днепр, г. Киев

Последствия экологической катастрофы. Пляж «Радуга», КП «Плесо», г. Киев
Чего еще мы не знаем о водоканалах?

Проблема загрязнения воды не ограничивается только Киевом. Аналогичная ситуация и в других регионах Украины, где водоканалы работают без должного экологического контроля и продолжают использовать устаревшие технологии очистки. Кроме того, у водоканалов уникальная монополия на выдачу разрешений на прием сточных вод в системы канализации городов и мониторинг соблюдения соответствующих требований.

Принцип работы системы лучше всего иллюстрирует пример предприятия вроде хладокомбината, расположенного близ мест сбросов и имеющего морозильные камеры для хранения рыбы и мяса. Для того чтобы содержать продукцию в надлежащем состоянии, используют процессы замораживания, размораживания и промывки. Остатки  после этих процессов нужно куда-то девать. Единственный легальный вариант — это канализация, которой занимается водоканал. Предприятие должно получить соответствующее разрешение на эти сбросы, а также оплатить необходимый тариф.

Читайте также: Свинокомплекс на Полтавщине загрязняет окружающую среду: что должно сделать государство для решения проблемы

Есть серьезные требования к правилам приема сточных вод, по крайней мере официально, такие как установка улавливателей жира перед сбросом в городскую канализацию, проведение профилактической прочистки, введение в действие очистных сооружений или систем обратного водоснабжения и т.п. Однако реалии таковы, что отслеживать, какие воды, в каких объемах, с какими химическими соединениями в составе и куда именно сбрасываются, достаточно сложно. А еще есть опция «закрыть глаза», даже зная, какую экологическую угрозу несут те или иные сточные воды. Поэтому и нужно систематически проверять и выявлять несанкционированные врезки в систему канализации, из-за которых регулярно и сверхнормативно сбрасывается всяческая гадость. Особенно это касается промышленных предприятий, автомоек и разных комбинатов.

Один из коллекторов в районе Русановских садов, стоки из которого попадают в Днепр, г. Киев
Фото предоставлено автором

К сожалению, в таких случаях значительная часть неочищенных стоков попадает в Днепр, что является чрезвычайно серьезной угрозой для нас всех. Ведь главная водная артерия Украины обеспечивает водой 70% населения, а в Киеве время от времени возникают вспышки инфекционных заболеваний, таких как гепатит А.

А что с экологическим надзором?

Несмотря на наличие многочисленных государственных органов, которые должны защищать природу, большинство масштабных экологических нарушений выявлены благодаря экоактивистам, медиа и небезразличным гражданам. Яркий пример систематическое загрязнение Днепра, о котором соответствующие государственные и коммунальные учреждения знали уже давно, но не реагировали должным образом из-за бездеятельности, нехватки полномочий и политической воли.

Тема охраны окружающей среды в Украине часто становилась объектом внимания политиков, однако обычно на должности в экологические ведомства назначали людей, далеких от защиты природы. Международные партнеры, предоставляя финансовые инструменты для модернизации очистных сооружений, как и украинцы, ожидали реальных изменений. Однако эти ожидания не оправдались. Проблемы включают коррупционные схемы, такие как незаконная выдача разрешений, фальсификации и реализация сомнительных экологических программ.

Несмотря на попытки изменить ситуацию с помощью периодической реорганизации министерств и кадровых перестановок результат не был достигнут. Даже инициатива Кабмина по оптимизации работы экологической инспекции не принесла существенных изменений без полной перезагрузки системы. Еще одной проблемой является то, что на руководящие должности часто попадают лояльные, а не компетентные специалисты, которые просто «зарабатывают» на экологии, а не занимаются защитой окружающей среды. Кроме того, не все предприятия готовы вкладывать средства в модернизацию своих объектов, что также тормозит процесс соблюдения природоохранных норм и стандартов.

Есть ли шанс на справедливость?

Чтобы изменить ситуацию с экологическим надзором, защитой реки Днепр и улучшить материально-техническое и управленческое состояние водоканалов, необходимо сосредоточиться на следующем.

Читайте также: Факты загрязнения Россией морей должны получить правовую оценку — Мамедов
  1. Усилить наказание за нарушение экологических норм. Важно повысить штрафы для предприятий, которые нарушают правила сброса сточных вод. Штрафы должны быть значительными и справедливыми, чтобы они реально стимулировали предприятия модернизировать системы очистки воды и избегать загрязнения окружающей среды. Это также должно включать наказание за незаконную врезку в канализационную систему, что приводит к несанкционированным сбросам.
  2. Уволить нынешних и назначить компетентных руководителей. Топ-чиновников, не способных эффективно контролировать экологический надзор, нужно уволить. Назначать на эти должности нужно на основании профессионализма и опыта в отрасли охраны окружающей среды, а не по лояльности. Это позволит обеспечить качественное управление и реальные изменения в сфере экологии.
  3. Изменить законодательство. Нужно принять новые, более жесткие законы, которые обяжут предприятия модернизировать свои очистные сооружения. Они должны включать требования по внедрению современных технологий очистки сточных вод, регулярному мониторингу и прозрачности процессов. В законодательстве нужно четко прописать ответственность за нарушения и обеспечить механизмы контроля.
  4. Необходимо обеспечить прозрачность действий экологических инспекций и служб, занимающихся контролем сброса сточных вод. Сделать информацию о проверках, выявленных нарушениях и принятых решениях доступной для общественности. Это позволит усилить общественный контроль и заставит органы надзора работать эффективнее.
  5. Учитывая обязательства Украины в рамках процесса вступления в ЕС, страна должна согласовать свое экологическое законодательство и систему надзора с европейскими стандартами. Это включает имплементацию директив ЕС по очистке воды, управлению водными ресурсами и контролю над загрязнением. ЕС уже оказывает Украине поддержку в модернизации водоканалов и внедрении лучших экологических практик, и этот процесс должен продолжаться.
  6. Повысить уровень образования и осведомленности. Важно повысить осведомленность среди предприятий, местных органов власти и граждан о важности соблюдения экологических стандартов. Организовать тренинги и программы для предприятий и граждан по вопросам экологической ответственности и правильной эксплуатации очистных сооружений, что поможет улучшить ситуацию.
  7. Усилить внимание СМИ. СМИ играют важную роль в освещении экологических проблем и влиянии на общественное мнение. Публикации, расследования и репортажи о нарушениях экологических стандартов и несанкционированных сбросах могут мобилизовать общественность и подтолкнуть власть к более решительным действиям. Активное освещение в медиа помогает привлечь внимание к проблемам, заставляет предприятия и органы власти отвечать за свои действия и способствует повышению прозрачности и подотчетности в экологическом надзоре.

Только комплексный подход, включающий законодательные инициативы, кадровые изменения и усиление наказания за нарушения, позволит значительно улучшить состояние экологического надзора в Украине и уменьшить уровень загрязнения водных ресурсов, в частности реки Днепр.