UA / RU
Поддержать ZN.ua

Крошечные победы над коррупцией показывают путь Украины вперед - NYT

Малые меры могут быстро сохранять жизни и деньги - и они показывают, как можно истребить даже самую укоренившуюся коррупцию.

Масштабы глобальной клептократии стали настолько обширными, что почти невозможно представить, как проблема может быть побеждена. По некоторым данным, из развивающихся стран ежегодно похищается более одного триллиона долларов. Но крошечная победа над коррупцией в Украине показывает путь вперед, пишет автор книг о транснациональной коррупции Оливер Буллоу в своей колонке для The New York Times.

В Украине высокие темпы курения и употребления алкоголя, а национальный деликатес - сало, или просто свиной жир - представляет собой нездоровую для сердца традиционную кухню. Сердечно-сосудистые заболевания на сегодняшний день являются главной причиной смертности в Украине – двое из трех украинцев, умирают, как раз из-за сердечно-сосудистых заболеваний. Однако, несмотря на эту тревожную статистику, хирурги долгое время пытались получить стенты - маленькие трубки из стальной сетки, которые используют для открытия артерий, чтобы доставить кислород в сердце после засорения.

В течение многих лет десятки миллионов долларов выкачивались из бюджета здравоохранения коррумпированными посредниками и прятались в оффшорах на благо мощных инсайдеров. Больницы в плачевном состоянии. Врачи не получали медикаменты и запасные части для своего оборудования или даже платили за это все самостоятельно. Некоторые брали взятки, чтобы заработать живую зарплату, подрывая доверие своих пациентов. Ожидаемая продолжительность жизни в Украине отстает от европейских соседей.

Точная сумма денег, украденная в целом при Викторе Януковиче, свергнутом в 2014 году, никогда не будет известна, но бывший генеральный прокурор сопоставил ее в размере 100 миллиардов долларов. Также неизвестно, сколько украинцев умерло из-за отсутствия вакцин, других лекарств или лечения, которые гарантирует им Конституция страны.

Но в прошлом году, впервые за десятилетие, смертность снизилась среди пациентов с сердечным приступом. На 20% меньше людей умерло в 2017 году, чем в 2015 году, в регионах, где были введены новые процедуры, а хирурги ввели на более 50% больше стентов. В результате все еще живы около 420 украинцев.

Эти цифры могут звучать не так масштабно, но для нации, привыкшей к тому, что их грабят государственные службы, они очень обнадеживают.

После революции 2014 года Министерство здравоохранения Украины обратилось к международным организациям с просьбой о закупке медикаментов и медицинского оборудования от их имени, используя свои средства. Минздрав надеялся убрать посредников из закупок, так как они продавали медикаменты по ценам, выгодным для себя. Инициатива стала впечатляющим успехом.

В совокупности закупки медикаментов и медицинских приборов двумя учреждениями Организации Объединенных Наций и британской некоммерческой компанией Crown Agents стоили на 40 процентов дешевле, чем в предыдущей системе. В 2016 году Crown Agents купили более чем вдвое больше стентов, чем было заключено в контракте на покупку, за полцены, ранее заплаченной за половину этого количества.

Программа закупок сохранила правительству Украины 3 миллиона долларов только на стентах - и 222 миллиона долларов в целом. И экономия, по словам министра здравоохранения Уланы Супрун, помогла покупать больше лекарств и медицинских устройств.

Именно молодые активисты занимали центр Киева всю холодную зиму, во время которой Янукович был свергнут. Но именно бюрократы, бухгалтеры и эксперты в Министерстве здравоохранения и международных агентствах теперь выполняют обещание амбиций этих активистов.

Реформаторы, которые продвигали изменения через законодательную власть Украины, с трудом справлялись с тем, чтобы отложить тактику от союзников предыдущих элит. И это занимает больше времени, чем они надеялись создать собственное компетентное и честное закупочное агентство Украины. Предполагается, что международные агентства, участвующие в программе медицинских закупок, передадут программы в распоряжение правительства Украины в марте следующего года. Но Супрун недавно сказала, что Украине понадобится, чтобы они продолжали участвовать еще пару лет, прежде чем страна сможет продолжать закупки самостоятельно.

Тем не менее, прогресс, достигнутый за короткий промежуток времени, свидетельствует о том, как можно очистить все учреждения, подверженные коррупции в Украине. Честные люди со стороны должны быть привлечены к разрушению коррупционных схем и поведения, и предоставить правительству пространство для создания чистой системы, без вмешательства.

Конечно, недостаточно бороться с коррупцией просто с технократическими улучшениями. Украина все еще должна посадить в тюрьму клептократов и их приспешников, увольнять чиновников, которые так долго грабили медицинскую систему. Оффшорные активы этих людей должны быть отслежены, а деньги, украденные из бюджета, возвращены и потрачены на людей. Средства закладывались в бюджет именно для этого. Аналогичным образом, необходимы международные соглашения для прекращения злоупотребления корпоративными структурами, которые позволяли таким людям, как Янукович, скрывать свою собственность на такое имущество через компании-прокладки в нескольких юрисдикциях.

Но, как показывает история сердечных стентов в Украине, масштаб поставленной задачи не должен отвлекать от важности прироста. Малые меры могут быстро спасать жизни и деньги - и они показывают, как можно искоренить даже самую укоренившуюся коррупцию - один ядовитый сорняк за один раз.