В распоряжение ZN.UA попал текст постановления, которое было принято на закрытом заседании Кабмина 26 октября. Постановление вносит существенные изменения в процесс госзакупок медицинских товаров и услуг. Фактически перекраивается вся система. Согласно постановлению, ГП «Медичні закупівлі України» будет обязано закупать только то, что соответствует медицинско-техническим требованиям Минздрава, и не сможет проводить прозрачные процедуры. При этом речь не идет о требованиях, необходимых для выполнения определенных медицинских технологий, или же отраслевых стандартах в сфере здравоохранения. Фактически принятое на Кабмине постановление определяет ответственным за все медицинские закупки (и их отсутствие) главу Минздрава Максима Степанова.
Как это было и пока еще есть. Минздрав определяет номенклатуру, то есть список оборудования, медикаментов и других медицинских товаров, которые необходимо закупить, и их количество. На рабочей группе формирует медицинские технические требования к каждому медицинскому товару, и доводит их до ГП «Медзакупівлі». В случае, если государственное предприятие видит в требованиях коррупционные риски, оно может их не принять. В дальнейших дискуссиях достигается тот или иной компромисс. В итоге ГП формирует техническое задание, проводит тендерные процедуры и подает договоры на согласование Минздраву. Минздрав может их не подписать, но в этом случае должен публично назвать причину. То есть ситуация уравновешивается борьбой двух структур, одна из которых отвечает за формирование политики и правил, но не влияет на процесс закупок с помощью формирования техзадания. Другая mt непосредственно отвечает за осуществление закупок. Затягивает ли это в какой-то степени процесс закупок? Очевидно, да. С другой стороны, конфликт двух организаций снижает коррупционные риски.
Как это будет. В случае принятия постановления «Медзакупівлі» становится просто тендерным комитетом Минздрава. Решать, что будет покупаться, будет по сути один человек – министр здравоохранения Максим Степанов. «Медзакупівлі» будет вынуждено приобретать только то, что соответствует требованиям Минздрава. «Подгонять» техническое задание под того или иного поставщика, например, прописывая размеры оборудования, станет проще.
Например, какое-то время назад на слуху был скандал с закупкой медицинских носилок для «скорых». В технических характеристиках они «подросли» на 5 см в высоту. И это означало, что носилки такого размера войдут только в одну, определенную модель транспорта.
Еще один пример. Именно согласование техзаданий двумя сторонами – Минздравом и ГП «Медзакупівлі» -- недавно позволило избежать закупки некачественных компьютерных томографов, с одной стороны, и расширить конкуренцию при закупке – с другой.
«Мы обеспокоены информаций в СМИ относительно принятия Кабмином Украины постановления, которое регулирует некоторые аспекты ГП, - комментирует гендиректор ГП «Медзакупівлі» Арсен Жумадилов. – На данный момент официальной информации о постановлении нет ни на сайте правительства, ни на сайте Минздрава, поэтому сложно оценивать ситуацию. Если же действительно такое посновление было принято, мы ожидаем, что вступление ее в силу будет отложено до тех пор, когда Минздравом будет подготовлен порядок взаимодействия между Минздравом и ГП. В таком порядке взаимодействия должны быть предусмотрены предохранители от необоснованного сужения или невозможности конкуренции при проведении закупок.
Мы надеемся, что Минздрав привлечет представителей ГП к разработке такого документа.
Напомню, что в создание ГП «Медзакупівлі» закладывалась простая логика – разделить функции формирования политики (Миздрав) и ее реализации (ГП). ГП «Медзакупівлі» должно и дальше служить предохранителем от злоупотребления служебным положением властьимущими, которые могут концентрировать в одних руках полномочия относительного того, что, как и у кого закупать».