UA / RU
Поддержать ZN.ua

Исследование наставничества в Украине: 68 процентов верят в стереотипы о сиротах

Исследование выявило барьеры для поддержки сирот.

Благотворительный фонд "Клуб Добродіїв" в партнерстве с ЮНИСЕФ Украина обнародовал результаты масштабного социологического исследования об отношении украинского общества к наставничеству детей, имеющих опыт сиротства. Отчет под названием "Наставничество в Украине: предубеждения, вызовы, потребности" раскрывает глубокие общественные барьеры, распространенные мифы и реальные ожидания как со стороны взрослых, так и самих подростков.

Исследование показало: отношение к детям-сиротам остается предвзятым. В частности, 67,6% респондентов считают таких детей потенциальной угрозой из-за предполагаемого асоциального поведения, вероятности конфликтности, склонности к правонарушениям и зависимостям, а также возможного распространения болезней.

Читайте также: Опекунами в Украине в 80% случаев становятся военнообязанные мужчины

В то же время большинство украинцев (69,1%) считают, что лучшая помощь детям-сиротам - это единовременная материальная или финансовая поддержка. Зато только 12,5% хорошо понимают суть наставничества, часто путая его с усыновлением или опекунством.

Основательница и руководитель "Клуба Добродіїв" Мария Тодорчук подчеркивает:

"Наставничество - едва ли не единственная возможность для детей с опытом институционального воспитания иметь рядом надежного взрослого. Подавляющее большинство подростков из этой категории практически не имеют шансов быть усыновленными. Как только наставничество станет доступной и понятной государственной услугой, это откроет путь к изменениям в судьбах тысяч детей, которые сейчас живут в уязвимых условиях. Исследования и результаты нашего пилотного проекта станут основой для эффективного реформирования системы наставничества".

Несмотря на ограниченное понимание концепции наставничества, 18% опрошенных украинцев готовы стать наставниками. Зато 43% не видят себя в такой роли, а еще 38% сомневаются, хотя и признают значение этой формы поддержки. Среди причин нерешительности - страх не справиться, отсутствие опыта коммуникации с подростками, эмоциональное выгорание, нехватка свободного времени и финансовых ресурсов, а также сложности в прохождении бюрократических процедур.

Исследование также включает мнения самих подростков, находящихся в учреждениях институционального ухода, детских домах семейного типа, патронатных семьях, а также выпускников интернатов. В рамках проекта с ними проводили фокус-группы и интервью.

Подростки отмечают, что для них важны не формальные роли наставника, а человеческие качества: доброта, забота, умение выслушать и искренность в общении. Самые ценные воспоминания часто связаны с простыми жизненными событиями - прогулками, пикниками, празднованием праздников или совместным досугом.

Ранее ZN.UA сообщало о том, кто может усыновить ребенка во время войны и может ли это сделать одинокая женщина.