На днях Верховная Рада в первом чтении поддержала законопроект о Военной полиции. Чем поможет новый правоохранительный орган украинской армии и есть ли необходимость в его образовании, по крайней мере в том виде, как прописано сейчас? Разберемся в инициативах законотворцев.
Международный опыт и Украина
В большинстве развитых стран правоохранительные органы с военным статусом функционируют в структуре национальных вооруженных сил. Безусловно, в каждой юрисдикции свои особенности, начиная с названия и заканчивая причинами возникновения, историей и функциями. Например, в Соединенных Штатах Корпус военной полиции армии США (The United States Army Military Police Corps) создан в 1941 году. На сегодняшний день он насчитывает около 30 тысяч человек личного состава, а в его функции входят: охрана стратегических объектов военного значения, сопровождение военного транспорта, профилактика и прекращение правонарушений среди военнослужащих, конвоирование военнопленных и другие.
В Германии Фельдъегерская служба (Feldjägertruppe) функционирует с 1955 года и сейчас насчитывает около 4,5 тысячи человек личного состава. Среди ее функций: поддержание или восстановление военного порядка и дисциплины, охрана инфраструктуры и имущества Бундесвера, безопасность движения военного транспорта, охрана публичных мероприятий при участии Бундесвера и т.д. Национальная жандармерия во Франции решает задачи в интересах вооруженных сил, а также выполняет значительный объем полицейских и административных функций.
Что касается Украины, то пока новый законопроект о Военной полиции не проголосуют в целом и пока он не вступит в силу, ряд функций, аналогичных приведенным выше, в ВСУ выполняет Военная служба правопорядка (ВСП). У этой службы нет полномочий на проведение оперативно-розыскных действий, привлечение виновных военных к ответственности, расследования.
Что нового
Если кратко охарактеризовать законопроект №6569-д о Военной полиции, то фактически новый правоохранительный орган будет наделен несколько расширенным перечнем функций, в отличие от ВСП. Так, если в Законе Украины «О Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украины» перечень функций ВСП состоит из 21 пункта, то в законопроекте о Военной полиции зафиксировано 30 таких пунктов.
Как отмечали авторы законопроекта, при его написании они основывались на стандарте НАТО AJP-3.21 «Союзная доктрина объединенных сил НАТО о военной полиции». Согласно этой доктрине, специально назначенный военный персонал выполняет пять основных функций: полиция; поддержка мобильности; безопасность; задержание; обеспечение стабильности.
Таким образом, согласно законодательной инициативе, среди полномочий Военной полиции будут:
- предупреждение, выявление и прекращение уголовных и административных правонарушений в Министерстве обороны Украины, Вооруженных силах Украины и Государственной специальной службе транспорта (ГССТ);
- открытие производств по делам об административных правонарушениях;
- оперативно-розыскная деятельность;
- обеспечение правопорядка и военной дисциплины среди военнослужащих, военнообязанных и резервистов при прохождении ими сборов;
- превентивная и профилактическая деятельность, направленная на предотвращение уголовных и других правонарушений;
- защита жизни, здоровья, прав и законных интересов военнослужащих, а также военнообязанных и резервистов при прохождении ими сборов;
- контроль над выполнением законодательства о безопасности дорожного движения во время использования транспортных средств МОУ, ВСУ, ГССТ и других военных формирований, а также другие.
Анализ юриста-военного: нестыковки и противоречия
Один из авторов этого текста — действующий военнослужащий и юрист в сфере уголовного права, а в прошлом еще и сотрудник (на то время) Генеральной прокуратуры Украины. А следовательно, как человек, который сейчас проходит военную службу и не по слухам разбирается в принципах работы правоохранительных органов, может сказать, что, по его личному мнению, законопроект еще сырой и требует основательной доработки.
Прежде всего возникает ряд вопросов о полномочиях потенциально нового правоохранительного органа.
Юрисдикционная избирательность. В частности, как уже отмечалось, Военная полиция будет осуществлять полномочия в отношении Минобороны, военнослужащих ВСУ, ГССТ. А под чью юрисдикцию в таком случае подпадают военнослужащие Национальной гвардии, Государственной пограничной службы, Службы безопасности Украины?
И хотя в статье 1 законопроекта о Военной полиции отмечается, что ее назначение — это обеспечение правопорядка в Минобороны, Вооруженных силах и ГССТ, но уже в статье 16 «Реализация полномочий Военной полиции» законодатель предоставляет новому органа право проверять документы и обыскивать военнослужащих «других военных формирований». То есть НГУ, ГПС, СБУ.
Очевидно противоречие, возникшее из-за урезанного «функционала», которым законодатель наделил Военную полицию. Однозначно эту нестыковку следует устранить.
Безупречная репутация: кто решает? В законопроекте указано, что на должности руководителей подразделений Военной полиции могут назначать граждан с «безупречной репутацией». Сразу возникает вопрос: а по каким критериям определяется, безупречна ли у человека репутация? Это должно быть четко прописано в законе.
На собственном примере автор может сказать, что на протяжении работы в органах следствия, в том числе и на руководящих должностях, его принципиальность при выполнении обязанностей всегда приводила к появлению недоброжелателей, которые среди прочего нередко заказывали черные пиар-кампании против него. И все эти «невероятные истории» о следователе, который «принуждал людей сознаваться в убийствах», до сих пор живут в архивах Google. Означает ли это, что его репутация не подходит для работы в военной полиции? Хотя, по его убеждению, любой человек, который работал в правоохранительных органах и был принципиальным на должности, однозначно наживал врагов, которые периодически прибегали к давлению. И по такой логике отсутствие подобного шлейфа тоже может свидетельствовать, что репутация человека сомнительна.
Поэтому критерий «безупречная репутация», безусловно, красивый и правильный, но несколько неконкретный, ведь его можно толковать как угодно.
(Не)прозрачный контроль. На наш взгляд, весьма странные формулировки законодатель заложил в разделе «Контроль и надзор за деятельностью Военной полиции». Кроме Кабинета министров Украины, функцию контроля также предлагается возложить на профильный комитет Верховной Рады. Но законодатель не учел, что комитеты ВРУ не являются госорганами и не имеют права осуществлять контроль. Их задача — способствовать Верховной Раде в осуществлении парламентского контроля.
Так что эту норму можно расценивать как попытку создать в структуре ВСУ квазиправоохранительный орган, подконтрольный конкретному парламентскому комитету.
Резюме
Откровенно говоря, сейчас в трансформации Военной службы правопорядка (деятельность которой регулирует соответствующий закон) в Военную полицию на принципах, предлагаемых новым законопроектом, мы не видим смысла. На наш взгляд, оперативнее и логичнее в текущих условиях военного положения было бы добавить отдельные функции Военной службе правопорядка и таким образом усовершенствовать то, что уже и так существует. Тем более что Военную полицию не планируется наделять функцией следствия. То есть сотрудники Военной полиции не смогут регистрировать и расследовать уголовные производства. При таких обстоятельствах ключевое отличие Военной полиции от Военной службы правопорядка — это право проводить оперативно-розыскную деятельность.
Фактически мы получаем законопроект, в котором переписан действующий закон о Военной службе правопорядка с добавлением нескольких функций и несколько видоизмененным механизмом назначения на руководящие должности.