Молодой видеохудожник Николай Ридный живет в 3 за 40 километров от российской границы. Его последнее видео с изображением мирных улиц на фоне звуков беспорядков напоминает о событиях двухлетней давности, когда город чуть не попал в руки пророссийских сепаратистов. Тогда Харьков едва не повторил судьбу оккупированного российскими силами Луганска и Донецка.
Сегодня город стал "лакмусовой бумажкой", которая покажет, сможет ли Украина удовлетворить русскоязычное население и стать функциональной страной. Об этом пишет The Economist.
Мнения относительно того, насколько Харьков близок к созданию очередной "народной республики", очень отличаются. Большинство жителей считают, что насилие пришло извне и кто-то заплатил за то, чтобы автобусы привезли из России людей, которые устроили нападения на сторонников Майдана. Другие, такие как Ридный, убеждены, что в самом Харькове есть много тех, кто поддерживает российскую оккупацию.
"Люди знают, что их соседи поддерживали российскую сторону", - говорит он.
Издание пишет, что Харьков всегда был более величественным, чем его вымазанные углем соседи. В начале 1800-х годов местные угольные магнаты построили в городе яркие особняки. А во времена СССР город стал центром инженерной мысли. Город гордится самолетом ХАИ-1, который выставлен в музее Харьковского авиационного института. Это был первый европейский пассажирский самолет с шасси, которые во время полета убирались. Также город гордится пилотом Валентиной Гризодубовой, которая побила мировой рекорд в 1930-х годах.
Сегодня, при том, что авиационный институт наполнен украинскими и иностранными студентами, авиационный завод, закрепленный за ним, не работает. Производство было остановлено несколько лет назад. Потеря российского рынка нанесла смертельный удар по государственным компаниям-монополистам, которые нуждались в модернизации. "Харьковский тракторный завод" приостановил производство. Производитель турбин для атомных электростанций "Турбоатом" потерял большую часть своих контрактов, так же как и "Танковый завод Малышева". Тяжело представить, откуда могут прийти инвесторы, готовые вложить деньги в эти предприятия. Иностранцы боятся инвестировать в Харькове из-за его очень близкого расположения к российской границе. А украинские богачи инвестируют в товары и недвижимость.
Для молодых инженеров, которых готовит город, перспективной индустрией стали новейшие информационные технологии. Более 200 IТ-компаний трудоустроили 14 тысяч разработчиков программного обеспечения в Харькове. Они работают с крупными компаниями из Европы и США. Павел Науменко возглавляет бывший авиационный завод, который сейчас производит электронику для беспилотников. Он считает, что Харьков может стать технологическим центром в масштабах страны и приблизить ее к "светлому будущему".
Издание пишет, что главное препятствие на этом пути – плохое госуправление. И мэр Харькова Геннадий Кернес главный тому пример. Обвиненный в мошенничестве в 1990-х годах, Кернес теперь занимается очень непрозрачным бизнесом в сфере медиа, телевидения и на рынке недвижимости.
Благодаря показательным расходам на строительство новой православной церкви и парка развлечений для детей, он снискал благосклонность 66% харьковчан на выборах в октябре. Оппозиционный активист Дмитрий Дробот говорит, что соперники Кернеса были "техническими кандидатами". Их участие в выборах было нужно для того, чтобы распорошить голоса.
"Реальная политика" происходит за кулисами и становится очевидной только тогда, когда приводит к вспышке насилия. Во время кризиса два года назад Кернес поддерживал пророссийские силы, а потом в последний момент перешел на другую сторону. Вскоре после того его подстрелили. Теперь он вынужден ездить на инвалидной коляске. В феврале "один из его старых друзей был застрелен на местном кладбище".
В это же время, все реформаторские инициативы в Украине сталкиваются с коррупцией. Правозащитники из Харькова убеждены, что по меньшей мере половину всех судей нужно уволить, а прокуроров – еще больше. Директор программы приема беженцев, которую финансирует Германия, говорит, что ее пожилые клиенты "молятся на коррумпированных врачей". Поэтому она не может разоблачить случаи подкупа, ведь в таком случае беженцы останутся совсем без медицинского лечения. Другая антикоррупционная организация, которую финансирует Запад, утверждает, что борьба с коррупцией в Украине похожа на игру в прятки.
"Мы разоблачаем одну схему, а коррупционеры придумывают новую, более сложную", - цитирует издание неназванную организацию.
Никто не считает, что так называемая "Харьковская народная республика" может вдруг появиться в ближайшее время. Война, развязанная пророссийскими боевиками, разрушила экономики Донецка и Луганска.
"Люди знают, что там нет будущего", - говорит Дробот.
С другой стороны, Харьков никогда не был таким идеалистическим, как Киев, и не очень верит в обещания, которые были озвучены на Майдане. Теперь харьковчане видят, что их скепсис оправдан. Разочарованный, полон потенциала и сдерживаемый плохими лидерами, Харьков во многом похож на Украину в миниатюре.
"В 2014 году в городе краном снесли огромную статую Владимира Ленина, оставив от него лишь разбитый постамент. Киевским новым революционерами придется постараться, чтобы с ними не случилось то же самое", - говорится в статье.
Ранее издание Washington Post писало, что западная финансовая помощь подпитывает коррупцию в Украине. Авторы считают, что даже сейчас в Украине процветает коррупция в государственных структурах высокого уровня. Они напоминают о политическом кризисе, которая закончилась не так давно назначением нового правительства. Проблемы начались с отставки министра финансов Айвараса Абромавічуса, которая обнаружила, что "скромные успехи экономических реформ были смыты безнаказанностью на "верхушке" и отсутствием прогресса в реформировании общественных служб". А в Госдепартаменте США заявляли, что коррупция остается одной из главных забот украинцев.