В этом месяце Украина ввела государственное финансирование политических партий с надеждой, что это создаст более прозрачные, равные и демократические правила игры для политиков и их организаций. Но, к сожалению, результат украинской реформы будет не тамим, как он мог бы быть.
Об этом в статье для Atlanticl Council пишут проектный директор украинского отделения Фонда свободы Фридриха Науманна Мириам Кошмел и главный исследователь Института евроатлантического сотрудничества Андреас Умланд.
В октябре 2015 года украинский парламент принял закон под номером 731-19. В его первоначальной версии предлагалось предоставить государственное финансирование политическим партиям, которые получили более 3% голосов на парламентских выборах в 2014 году. Это бы пошло на пользу небольшим политическим партиям, которых не финансируют олигархи.
Однако, в этот законопроект под давлением администрации президента Украины и через парламентские внутренние манипуляции были внесены поправки. В окончательной версии закона говорится, что государственное финансирование получат лишь те партии, которые прошли в Верховную Раду в 2014 году, набрав более 5% голосов. Они получат деньги из государственного бюджета по формуле, которая предлагает умножить размер двух минимальных зарплат в Украине на количество голосов, полученных на выборах.
Таким образом, партия "Народный фронт" бывшего премьер-министра Арсения Яценюка, которая на предыдущих выборах набрала 20% голосов избирателей, теперь получит из государственного бюджета 84,9 миллионов гривен. Но сегодня "Народный фронт" непопулярная политическая сила, поддержка которой колеблется на уровне 2%, согласно последним опросам. А ее лидеру Арсению Яценюку пришлось уйти с поста премьер-министра.
Аналогичным образом "Блок Петра Порошенко" также получит 83,7 миллионов гривен государственного финансирования, хотя популярность партии не такая, какой была в 2014 году. Еще одна политическая сила, которая получит выгоду от новой реформы - это "Самопомощь". По 11% голосов на выборах два года назад она получит 42,1 миллиона гривен из бюджета.
Тем временем, "Гражданская платформа" Анатолия Гриценко и подобные ей партии, которые набрали больше 3%, как было оговорено в первоначальной редакции законопроекта, теперь не получат финансирование.
В редакции закона, который вступил в силу, указано также, что после следующих выборов в 2019 году партии, которые наберут больше 2% голосов, смогут претендовать на государственное финансирование. Также они могут требовать компенсацию расходов на политическую кампанию. Максимальная сумма, которую политическая сила может получить ограничивается 145 миллионами гривен.
Критики закона обращают внимание на то, что он идет на пользу главным образом политическим проектам Порошенко и Яценюка. Хотя эти партии сегодня утратили свою популярность. Кроме того, закон не выполняет свою первоочередную задачу - противодействовать влиянию олигархов на политическую жизнь страны. Зато партии, которые смогли попасть в парламент благодаря временной популярности своих лидеров и финансированию от "частных спонсоров", теперь еще и получат в награду деньги налогоплательщиков.
Эксперты пишут, что это очень контрастирует на фоне менее лидер-ориентированных и неолигархических организаций, таких как "Гражданская платформа", "Сила народа" и "Демократический альянс". Эти политические силы, которые кажутся более ориентированными на реформы, имеют потенциал стать серьезными политическими конкурентами. Однако в ближайшем будущем они не имеют возможности получить должное финансирование. В 2019 году им придется бороться за благосклонность 2% избирателей для того, чтобы получить реальный шанс сформировать свою партию должным образом. А в это время, их и без того сильные конкуренты будут получать государственное финансирование с 2016-го.
Между тем, последние опросы свидетельствуют, что на досрочных выборах в Раду прошли бы пять партий. Сред тех, кто собирается голосовать и определился с выбором, 14% отдали бы свои голоса за "Оппозиционный блок", 14% - за партию "Батькивщина", 11% - за "Блок Петра Порошенко".