UA / RU
Поддержать ZN.ua

Факторы (не)возвращения: почему украинцы остаются за границей во время войны и могут не вернуться после?

Автор: Лаборатория законодательных инициатив

Вынужденная, связанная с полномасштабным вторжением миграция украинцев за границу является одним из наибольших ударов России по Украине, хоть и не прямым, но долгосрочным. Выезд нескольких миллионов граждан Украины (в основном молодых и экономически активных) скажется и на демографическом портрете украинского населения, и на экономической состоятельности Украины. Вернутся ли они? Когда? При каких условиях? Чтобы ответить на эти вопросы, Лаборатория законодательных инициатив при поддержке Европейского Союза провела исследование украинских вынужденных мигрантов. Количественный опрос проводило агентство «Инфосапиенс»*. Делимся результатами исследования.

В целом ситуация выглядит довольно грустно. И вот почему. Большинство вынужденных мигрантов не вернется, мигрантов более молодого возраста вернется еще меньше, со временем ситуация ухудшается, а государство пока не спешит ее исправлять. Но рассмотрим все это подробнее, чтобы лучше понять ситуацию.

Читайте также: Украинцы в Польше: могут ли они выезжать за границу без потери PESEL UKR

Планируют ли вынужденные мигранты возвращаться домой

Начнем с того, сколько вынужденных мигрантов вернется. Для ответа на этот вопрос мы использовали шкалу вероятностей. Респондентов просили оценить вероятность их возвращения от 0 до 100 баллов (0 — точно не вернусь, 100 — точно вернусь). До завершения войны всего лишь 30% респондентов поставили более 50 баллов (то есть респондент скорее склонен к возвращению), средняя оценка составляет 33 балла. Это означает, что более двух третей вынужденных мигрантов, вероятно, не вернутся в Украину до завершения войны.

После окончания войны ситуация лучше — 68% респондентов поставили более 50 баллов, средняя оценка составляет 66 баллов. Так что тут соотношение наоборот — две трети вынужденных мигрантов планируют вернуться в Украину после завершения войны.

То есть треть вынужденных мигрантов не планирует возвращаться совсем, а подавляющее большинство не вернется в ближайшей временной перспективе. Не очень утешительно и возрастное распределение — чем моложе человек, тем меньше он склонен к возвращению.

Если две трети (68%) вынужденных мигрантов, вероятно, планируют вернуться в Украину после завершения войны, то важно понимать, что для них означает, а что же понимать под завершением войны? Отвечая на вопрос «Чем завершится война?», половина респондентов (49%) уверены, что Украина выйдет на границы 1991 года. Еще 12% считают, что Украина выйдет на границы контролируемой территории по состоянию на 23 февраля 2022-го. Возможно, эта оценка и оптимистична, но она говорит и о другом. Эти люди ждут, когда Украина достигнет достаточно амбициозных целей, значительного военного или дипломатического поражения России. Поэтому возникает еще один вопрос без однозначного ответа: сможет ли Украина достичь таких целей в ближайшее время?

Читайте также: Директор Института демографии: Надеемся, что сможем вернуть в Украину половину военных мигрантов

Интересно и региональное измерение — куда будут возвращаться вынужденные мигранты. Исследование ЛЗИ подтвердило интуитивные предположения, что жители востока и юга Украины менее склонны к возвращению. Но даже среди бывших жителей этих регионов, которые все же планирует вернуться в Украину, значительная часть, вероятно, изменит местожительство, переехав в другой населенный пункт, возможно, в другой области. Например, для востока доля тех, кто точно планирует вернуться в свой населенный пункт, составляет всего 50% (для других регионов это 67–88%), другая же половина рассматривает другие населенные пункты или вообще не знает, куда возвращаться.

Факторы (не)возвращения

Исследование выявило весомые факторы, которые повлияют на решение (не)вернуться, — и безопасность не всегда самый важный из них. Наиболее весомо качество жизни. С течением времени вынужденные мигранты приспосабливаются к жизни за границей, обустраиваются, социализируются, привыкают. Красноречивый показатель — это жилье: 44% арендуют отдельный дом или квартиру, а еще 20% живут в отдельном жилье, предоставленном бесплатно. То есть у двух третей вынужденных мигрантов уже есть достаточно комфортные условия проживания. А возможность самостоятельно арендовать жилье является еще и показателем не самого низкого уровня материального обеспечения. Для сравнения, в приютах для беженцев (наименее комфортный вариант проживания) живут только 8,5%.

Читайте также: Украинские беженцы в Чехии: что делать, если выселяют из социального жилья

То, как вынужденные мигранты решили свой жилищный вопрос, лишь один из показателей, хотя и весьма красноречивый. Но таких показателей значительно больше, они стали основой для эконометрического моделирования, позволившего понять, какие из факторов более и менее важны для решения вынужденных мигрантов вернуться или не возвращаться. Эти факторы объединены в пять групп.

Самой существенной оказалась группа факторов, касающихся оценки страны пребывания, то есть то, насколько вынужденные мигранты удовлетворены качеством жизни в стране пребывания, начиная с сугубо практических вопросов (например, качества образования, медицины, возможности трудоустроиться, сферы услуг, качества инфраструктуры и т.п.) и заканчивая более общими (например, близостью менталитета населения страны пребывания). Именно эта группа факторов определяет 29% решения о возвращении до завершения войны и 43% — после завершения (если представить решение о возвращении как 100%). Другие же группы колеблются в пределах 12–21%. Более того, самая важная причина, которая уменьшает желание возвращаться, — это ожидание низкого качества жизни в Украине. 60% респондентов указали эту причину.

Зато причины безопасности были более важными при принятии решения о выезде из Украины — 79% вынужденных мигрантов указали хотя бы одну причину, связанную с безопасностью, для выезда за границу. Другими словами, мигранты выехали из-за опасности, но не возвращаются из-за качества жизни.

Читайте также: Канада открывает новую миграционную программу для украинцев

А что же государство?

Проблема массового выезда за границу могла бы быть все же меньшей. Исследование показало, что 38% вынужденных мигрантов рассматривали вариант остаться в Украине в более безопасных регионах. Если считать от 6 миллионов вынужденных мигрантов, то около 2,3 миллиона могли бы остаться в Украине, став (хотя бы на некоторое время) ВПЛ.

Читайте также: Помощь ВПЛ: переселенцы, которые вернутся в Украину, смогут получить выплаты от государства

Условная форма этих предложений подводит к еще одной проблеме — государство ничего не предпринимало для того, чтобы оставить больше людей в Украине, а уже после их выезда Украина не сформировала политику по возвращению вынужденных мигрантов. Нет стратегии возвращения вынужденных мигрантов и четко определенного органа, который должен этим заниматься. В публичном пространстве циркулируют разные данные и догадки о количестве вынужденных мигрантов. То есть нет даже точной информации о том, сколько их и где они находятся.

Безусловно, возвращение вынужденных мигрантов — это вызов для Украины. Количество мигрантов, которые вернутся, и время их возвращения влияют на способность Украины эффективно мобилизовать внутренние ресурсы для ведения войны и на качество послевоенного восстановления. «Естественная» динамика поведения мигрантов не способствует их возвращению. При прочих равных условиях они продолжат обустраивать свою жизнь за границей, адаптироваться, привыкать, а шансы на их возвращение — уменьшаться и уменьшаться. Количество украинцев, которые все же вернутся, выглядит весьма ограниченным. Изменение такого положения дел требует интервенции — комплекса мер, направленных на изменение нынешней ситуации. Наверное, единственным, у кого достаточно легитимности и организационной состоятельности для такой интервенции, является государство.

Читайте также: Программа «40+» в Польше: кто из украинцев может ею воспользоваться

*В июле 2023 года были опрошены 1032 украинца в возрасте от 18 лет. Метод опроса — рассылка СМС-сообщений на номера украинцев, находящихся за границей. Выборка представляет пользователей «Киевстар» и Vodafone, выехавших за границу после 24 февраля 2022 года, по странам проживания, за исключением России и Беларуси. Выборка стратифицирована по доли рынка каждого мобильного оператора и по странам согласно последним данным ФН ООН. Внутри каждой страны мобильные номера выбирались для опроса случайным образом. Предельная теоретическая погрешность выборки составляет +/-3%.