UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕСПЧ признал мораторий на землю в Украине нарушением прав человека

Украинские власти вводили мораторий до того времени, когда будет создана инфраструктура рынка. Но запрет оказался длительным и ничем не оправданным.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял решение по искам двух граждан Украины относительно моратория на куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения, призвав украинские власти ввести рынок земли.

Как отмечается в решении суда, "ни в одной другой стане Совета Европы, включая аналогичные страны с переходной экономикой, не было такого полного запрета" на куплю продажу земли сельскохозяйственного назначения.

В ЕСПЧ напомнили о том, после распада СССР Украина в основном распределяла сельскохозяйственные угодья среди людей, работавших в колхозах. Затем на временной основе был введен запрет на продажу земель. При этом правительство утверждало, что эта мера помешает концентрации земли в руках ограниченного круга лиц.

Суд постановил, что "правительство должно принять законодательные меры для обеспечения требуемого справедливого баланса для владельцев сельскохозяйственных земель, хотя это не означает, что Украина должна была немедленно ввести неограниченный рынок в сельскохозяйственных угодьях".

Согласно решению суда, основным фактором нарушения прав заявителей было то, что власти Украины последовательно заявляли о намерении разрешить куплю-продажу земель, как только будет создана инфраструктура рынка.

По решению суда истцам выделяется по 3 тыс. евро на возмещение расходов, однако денежная компенсация не присуждается.

В сентябре 2017 года президент Петр Порошенко, выступая с посланием к Верховной Раде, призвал народных депутатов одобрить земельную реформу хотя бы в уме и в сердце.

При этом он отметил, что как государственный деятель при одобрении решений должен учитывать общественное мнение, которое, сейчас, к сожалению, сформировали популисты.

"Я не собираюсь выдавливать из Верховной Рады земельную реформу, не буду этого делать. Но прошу одобрить хотя бы устно, в уме, в сердце, политическое решение в ее пользу, принять такие законы, которые хотя бы снимут фобии, которые учтут все предостережения, определят минимальную цену, но дадут свободу украинскому селянину", - сказал президент.