Понимание, как можно воплотить в Украине информирование, устранение административных барьеров или содействие в реинтеграции мигрантов на рынке труда, нуждается в подробной разработке, но здесь можно обратиться к наработкам украинских экспертов, исследованиям о проблемах трудовых мигрантов и опыту соседних стран с похожими миграционными картинами в анамнезе, пишет в статье Павел Кравчук из аналитического центра «Европа без барьеров». Эксперт выделяет тут Польшу и Румынию.
“Изменение системы управления. Урегулирование трудовой миграции носит принципиально межведомственный и интердисциплинарный характер. Современный формат (ответственность Кабмина и Минэкономики) не соответствует вызовам сферы. Поэтому альтернативой может стать создание или отдельного министерства, или межведомственного органа по вопросам трудовой миграции”, - пишет эксперт.
Он добавил, что в Украине с 2019 года функционирует похожая по структуре Межведомственная рабочая группа по вопросам интегрированного управления границами, поэтому соответствующий опыт уже есть.
“Усиление информирования. Нехватка информации об условиях труда и своих правах — одна из причин особой уязвимости украинских трудовых мигрантов перед торговлей людьми и другими формами злоупотреблений и мошенничества. Так же недостаток информации о рынке труда и возможностях в Украине может стать помехой даже для тех трудовых мигрантов, которые планируют вернуться”, - продолжает Кравчук.
Выходом были бы один или два комплексных информационных ресурса, продолжает автор, которые предоставляли бы, с одной стороны информацию о возможностях трудоустройства за границей, правах трудовых мигрантов и механизмах защиты, а с другой — информацию о возможностях и условиях возвращения.
“Больше сопровождения, диалога и политического участия. Значительная часть взаимодействия с трудовыми мигрантами находится в компетенции МИД. Но и сеть, и структура дипломатических представительств Украины не соответствуют потребностям украинского сообщества в основных странах назначения”, - отмечает эксперт.
Трудовые мигранты ограничены в доступе к выборам из-за отсутствия участков и необходимости подтверждать основание пребывания, указывает он.
“Именно поэтому сообщество трудовых мигрантов за границей не представляет для политиков интереса даже как потенциальный электорат. Улучшение доступа к выборам через голосование по почте, многодневное голосование, увеличение количества участков или внедрение мобильных участков позволило бы сообществу трудовых мигрантов получить собственный голос в диалоге с властью родной страны и четче артикулировать свои потребности, что, в свою очередь, содействовало бы разработке более эффективной государственной политики”, - пишет Кравчук.
Также трудовые мигранты лишены полноценного доступа к защите своих прав через украинские дипломатические учреждения, часто имеют проблемы с получением административных услуг, подчеркивает эксперт.
Подробнее о том, что должна сделать Украина, чтобы сохранить человеческий потенциал и защитить заробитчан в уязвимой ситуации, читайте в статье Павла Кравчука “Театр миграционной политики”.