UA / RU
Поддержать ZN.ua

Доверие против веры: как новые элиты воюют за души с традиционными авторитетами

Автор: Екатерина Щеткина Активисты обвиняют иерархов католической церкви в сокрытии сексуальных преступлений духовенства

Активисты обвиняют иерархов католической церкви в сокрытии сексуальных преступлений духовенства

Церковные скандалы не утихают даже на фоне политических катаклизмов. Вернее, в свете и в духе этих катаклизмов они становятся все более гротескными. Из последних почти цирковых номеров — новый российский культ «Спаса-на-Трубе» (инициатор — РПЦ, спонсор — «Газпром»). И посетивший Украину «духовник Трампа» — что звучит почти так же смешно, как «духовник Путина».

Читайте также: Церковный календарь: какие православные праздники верующие будут отмечать в апреле

Дискредитация священных церковных институтов достигает зияющих высот. Буквально любая конфессия дает повод для «общественного порицания». Что характерно, оно приобретает формы радикальные, зато лапидарные, которые позволяют рассуждать о сложностях мира в формате игры в крестики-нолики по WhatsApp. Так мусульманские духовные институты маркируются как «подстрекатели террористов». Католическое духовенство — «педофилы». Православное — «политические проститутки», протестанты — «манипуляторы», «трамписты», «проповедники не Христа, а Успеха» и т.д. Все вместе взятые — «гомофобы» и «продажные шкуры». В общем, креста на них нет. Даже на тех, на ком есть.

Можно было бы сказать: «Ничто не ново под Луной». От «авиньонского плена пап» до масонов, от Лютера до педофильского скандала — попытки подорвать авторитет, разрушить политическую мощь и влияние церкви сопровождают ее на протяжении всей истории существования.

И, как правило, поделом. Католическая церковь заслужила свою Реформацию. Каждый из 95 пунктов Лютерового «Доколе?» стучал в сердце рядового католика, что твой пепел Клааса.

Точно так же в наши дни невозможно отрицать, что Католическая церковь крайне плохо справляется с критикой в свой адрес. В первую очередь с обвинениями в сексуальной эксплуатации, которые отягощаются обвинениями в покрывательстве преступников. На протяжении десятилетий (на самом деле столетий — но кто ж вам считает?) священнослужители злоупотребляли доверием и взрослых, и детей. А церковное начальство, когда дело доходило до скандала, не делало ничего, чтобы нейтрализовать угрозы, исходящие от конкретных людей. Вместо этого тратила силы и средства, чтобы закрыть рты жертвам.

Читайте также: В Ривненской области сгорела памятка архитектуры - почти 150-летняя деревянная церковь

Обвинение в укрывательстве оказалось даже более тяжелым, чем непосредственно в растлении и сексуальном насилии. Епископы не просто игнорировали жалобы на преступные действия священнослужителей — они прилагали все усилия, чтобы эти преступления остались под спудом. Виновные не несли никакого наказания. В самом худшем случае их переводили на другое место. Где они продолжали совершать преступления.

Так вина «отдельных представителей» оказалась виной церковной иерархии в целом — это своего рода «знак времени». И это хороший знак, который не только указывает на конкретного грешника, но демонстрирует кризис самой церковной структуры. Связанный с тем, что «внутренняя» церковь — иерархия, «посвященные», принятые ими правила игры — оказываются для церкви более ценными, чем паства, которую эти пастыри были призваны пасти. Победа бюрократии над миссией, превращение церкви в «корпорацию епископов», которые блюдут в первую (вторую, третью…) очередь интересы «корпорации» — разве не повод для массового недовольства?

То же самое происходило (и, увы, происходит) и в протестантских общинах, и в православных приходах, и (особенно) в церковных школах, и где угодно еще. Но главным объектом критики оказывается именно Католическая церковь.

Эффект масштаба? Ведь Католическая церковь самая крупная церковная вертикаль в мире. И преступления ее членов соответственно проецируются на весь мир.

Но в нынешнем контексте оказывается важным кое-что другое. Католическая церковь представляет собой жестко иерархическую структуру «закрытого» типа (решения принимаются максимально непрозрачно небольшим количеством людей или даже вовсе единолично). Это совершенно «мужской клуб». Который в довершение ко всему представляет собой безусловный «традиционный авторитет», способный влиять на умы почти в любой точке мира. Это, между прочим, еще один упрек: с ультралиберальной точки зрения Католическая церковь выглядит едва ли не главным бенефициаром колониальной политики прошлого.

Читайте также: ЦПД: Патриарх Кирилл — центральная фигура в распространении церковного милитаризма

Вполне достаточно, чтобы подвергнуть этот осколок «старого мира» сокрушительной критике. По возможности — дискредитации.

Но интересно то, что церковные скандалы нашего времени невозможно вычленить из общего контекста борьбы с «традиционными» «безусловными» авторитетами, сложившимися в Западном мире. С институтами, которым «принято доверять» (вернее, было принято — до недавнего времени): традиционными СМИ, крупными корпорациями (в целом корпоративным укладом), системой образования, индустрией развлечений (возможно, постольку, поскольку это тоже своего рода крупная корпорация), политическими партиями старой формации и т.д.

Наряду с церковью под градом критики и информационных атак оказались чуть ли не все эти «старые» иерархические структуры с их цеховой или корпоративной «этикой» и «профессиональными требованиями» — что придавало этим группам «избранности», элитарности. С их нередко полупрозрачными или вовсе непрозрачными методами принятия решений, внутренними правилами и ритуалами. С безусловной лояльностью и круговой порукой. Со всем тем, что ассоциируется с безусловным авторитетом и властью.

Особенность этих атак — массовость и сетевой характер. Это вполне естественно — противопоставить сетевую атаку «вертикальной» иерархической структуре. Как показывает практика, это иногда «работает» даже на поле боя, что уж говорить об информационном пространстве. В этих атаках бессмысленно искать начало, они становится заметными только тогда, когда приобретают характер лавины — превращаются в массовое движение, информационный флешмоб. Но главное начинается, когда волна сходит: в ноосфере (и в умах) остается глухой шум, который засоряет слух и позволяет «не замечать» дьявола-в-деталях. «Фейкньюз!» оказывается первой (и зачастую единственной) реакцией на неприятные новости. Взгляды даже самых добрых итальянских католиков становятся подозрительными при виде священника, который гладит ребенка по головке. Доверие, принадлежавшее общественным институтам и людям, которые их представляют, «по умолчанию» подорвано, а нередко — разрушено.

Читайте также: В Киево-Печерскую лавру пришли правоохранители. УПЦ МП жалуется на «проникновение» в пещеры

Это не так-то плохо, не правда ли? Безусловное доверие ведет к злоупотреблениям — вот хоть на педофильский скандал в Католической церкви посмотреть. Еще совсем недавно можно было только приветствовать отказ от «безусловных авторитетов», смещение фокуса доверия с «института» на «мнение». Приветствовать революцию, которая была инициирована традиционными СМИ и окончательно реализована соцсетями (которые и смели эти самые «традиционные СМИ»).

Но информационная революция, выросшая на идее «справедливого» и «более безопасного» распределения доверия, привела к формированию регулируемой системы, при которой любая идея, любая информация (даже та, что опирается на факты), любая моральная (или аморальная) максима сводится к «всего лишь мнению», высказанному «всего лишь кем-то». Т.е. информационная революция привела к тому же результату, к которому приводили и другие революции: кто был всем — становится никем, но тот, кто был никем, — так никем и остается. Революция — это не о равенстве, справедливости и прочих прекрасных вещах. Это о смене элит.

Критика традиционных «институтов доверия» — таких как церковь или традиционные СМИ — повторюсь, совершенно заслуженная. Но все, что происходит в результате «революции доверия», — перераспределение рынка. Функции если не «властителей», то «инженеров» просто переходят в другие руки. Это естественный процесс, поскольку человеческая природа останется неизменной — ей всегда будет хотеться готовых решений, рецептов и нетрудного выбора.

Давление на церковные институты — как и на другие «традиционные авторитеты» — вектор противодействия со стороны новых элит. Как политических — популистских партий, так и экономических — например со стороны владельцев и провайдеров «новых медиа», чье благосостояние базируется на информационном обмене. Это давление объясняется простым и понятным желанием избавиться от мощного конкурента в борьбе за массовое сознание. Конкурента, который мог бы оказывать сопротивление моральному релятивизму, диктату большинства, размыванию границ между добром и злом. Всем тем «милым шалостям», которые политики-популисты используют в своем стремлении к власти, а собственники соцсетей — с целью максимизации прибылей.

Читайте также: Мобилизация священников: вопрос решается разными способами, что делает церковь «лояльной»

Понятие «инженера человеческих душ» еще никогда не было настолько близко к реальности. Реальности, которая определяется алгоритмами выдачи поисковых машин и рекомендаций соцсетей. Которые в свою очередь при необходимости легко поддаются манипуляциям, а данные, собираемые о пользователях, наделяют тех, кто ими владеет, огромной властью. Нет, это не луддизм и не призыв к оному. Если тут и есть призыв — то лишь к тому, чтобы помнить: ни одна из прошлых революций — промышленных и технологических — не снимала с человека ответственности за его выбор. А выбор в свою очередь никогда не становился легче только потому, что в нем стали участвовать машины.