UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дистанционные школы: в чем опасность такого образования

Не все родители отдают детей в дистанционные школы для обучения. Иногда бывает наоборот.

Дистанционное обучение, ставшее обязательным во времена пандемии, сделало более популярными дистанционные школы. Однако многие родители отдают детей в такие школы, чтобы наоборот освободить от любого обучения, пишет сотрудница Института математики НАНУ Ирина Егорченко в своей статье «Игра «обманы учителя»: о рисках дистанционного обучения в Украине» для ZN.UA.

«Дистанционные школы были довольно популярны и до пандемии по разным причинам — многие родители не могут обеспечить ежедневное хождение в школу, потому что ребенок болеет, или семья часто меняет место жительства, или семья хочет дать возможность ребенку сосредоточиться на спорте или искусстве. Или просто хотят не заморачиваться со школой и учебой, потому что всегда можно найти частную дистанционную школу, которая аттестует без обучения», – пишет автор.

Егорченко объяснила, что такие школы были популярны как элемент обучения в альтернативной школе. В частности, их учащиеся проходили аттестацию в лицензированной дистанционной школе. Также это была составляющая домашнего полноценного обучения. Правда, по словам автора, хотя такое есть, но требует значительных усилий со стороны семьи ребенка или мотивированности самого ребенка.

«Но после введения обязательной дистанционной учебы в государственных и частных школах родители потеряли выгоды от недистанционного образования, увидели все перечисленные проблемы — и начали переводить детей в дистанционные школы с налаженным учебным процессом и часто за те же деньги, которые раньше нужно было платить в фонд класса», – говорится в статье.

Автор отметила, что у мотивированных родителей и детей все хорошо и они получают хорошее образование — лучше, чем в средней школе, и прекрасно общаются на кружках или в спортивных секциях. В то же время многие родители либо руководствуются желаниями ребенка (который может досконально изучить «Майнкрафт», но это все, что он будет знать), либо внедряют какие-то теории — свои или образовательные гуру (например, анскулинг, отсутствие обучения с уверенностью, что ребенок получит все необходимое в процессе жизни).

«Время теряется и никакого образования не будет, хотя будет документ. Плюс отсутствие социальных навыков, неумение работать и перспектива полной зависимости от родителей к пенсии. Если это несколько детей на страну – это проблемы родителей. Если тысячи – это уже проблема общества... Анализ рисков – необходимая часть адекватной управленческой деятельности, необходимая для устранения или уменьшения влияния этих рисков. Большинство этих рисков общие для всех стран мира, и стоит посмотреть, как другие пытаются с ними работать», – пишет Егорченко.

Читайте также: В Украине реформируя высшее образование забыли об эрудиции – эксперт

Как отмечала автор, с начала пандемии коронавируса Верховная Рада голосует за то, чтобы отменить государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме внешнего независимого тестирования. Однако отменять такое ГИА не стоит. Напротив, нужно усиливать контроль качества знаний, ведь дистанционное обучение воспринимается не качественным образованием и становится основанием для уменьшения требований.