UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дети из неблагополучных семей остались без защиты во время карантина – эксперт

Около 30% детей из интернатов находятся в зоне риска.

Министерство образования отправил сегодня 42 тысячи воспитанников из 135 интернатный учреждений по домам на так называемое "дистанционное обучение". Без какой-либо проверки того, в состоянии ли семьи обеспечить такое обучение без компьютера, планшета и смартфона, но что еще страшнее – безопасно ли ребенку находиться в этой семье.

Об этом для ZN.UA рассказала эксперт по правам ребенка Людмила Волынец.

"Нужно понимать, что из этих 42 тысяч детей около 70% имеют абсолютно нормальных родителей, которые сейчас забрали их из специализированных интернатов для слабовидящих, слабослышащих и т.д. А вот 30% - это те дети, которых интернаты агрессивными способами и методами собирают в конце каждой весны. Это и есть дети в зоне риска. Сегодня они разбросаны по стране. Чтобы службы по делам детей их нашли, на это понадобится время", - рассказала эксперт.

К сожалению, информационного взаимодействия с интернатами в большинстве случаев нет. Министр социальной политики Марина Лазебная сообщает страшные цифры, но при этом не дает службам по делам детей ни одной рекомендации, как защитить детей. Даже те службы, которые в состоянии были бы это решить, сегодня находятся в состоянии паники. Они не понимают, как в случае необходимости забирать детей у родителей, никак не ограниченных в правах.

В условиях вынужденной самоизоляции существуют значительные риски обострения в обществе таких проблем, как ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей, употребление алкоголя, наркотических средств, домашнее насилие, жестокое обращение с детьми.

На днях Марина Лазебная призвала местные органы власти обеспечить проведение мероприятий по защите прав детей в условиях карантина, заверив, что эти вопросы находятся на постоянном контроле Минсоцполитики. Соответствующее письмо с подписью министра 26 марта направлено областным и Киевской городской госадминистрациям.

"Нужно честно посмотреть на проблему и признать, что письма-нагоняйки с центрального уровня на места не работают. Там нет достаточного ресурса людей, которые могли бы выполнять плановые виды деятельности, предлагаемые министром без выделения на это каких-либо дополнительных ресурсов. Это называется перекладыванием ответственности", - сообщает Людмила Волынец.

Эксперт заявила, что риску кризисных ситуаций сегодня подвергнутся около 20% детей. Для помощи 10% необходимо предусмотреть какой-то финансовый ресурс, за который потом будут отчитываться.

"Я бы предложила предоставлять эту помощь только детям, которые остались без родительской опеки. Это понятие сегодня необходимо раздвоить. Первый вариант - когда родители хотят, способны, но не могут заботиться о детях (пандемийная бедность). Таким семьям нужно оказать помощь либо продуктовыми наборами, либо денежными средствами. Второй вариант – когда ребенок остался без родителей или же родители являются опасными для него. В этом случае ребенка из семьи нужно изъять. Но куда? У каждой территории будет свой вариант решения. У кого-то есть ЦСПРД, у кого-то – свободные места в приемных семьях и ДДСТ и т.д". – рассказала Людмила Волынец.

Но даже если размещать ребенка в детской больнице, как это делается обычно и как сейчас предложила министр социальной политики, то все равно нужны финансовые ресурсы.

Минимум на 10% детского населения должна быть достаточная для выживания помощь, хотя бы в пределах 70% от прожиточного минимума. На два-три месяца, пока мы либо Украина не разберется в происходящем, либо не преодолеет пандемию.

"Это могут быть какие-то перечисления с центрального уровня или какой-то резерв на местах. Наверное, на эти цели можно было бы временно перенаправить субвенцию на строительство малых групповых домов (а это около 700 млн грн), поскольку с точки зрения выживания детей сегодня это не является приоритетным. Каким способом достать деньги – решать министру", - рассказала Волынец.

В Украине около 100 тысяч детей находятся в интернатных учреждениях. Из них только 6–8 тысяч - дети-сироты и лишенные родительской опеки. Подробнее о защите прав ребенка в Украине в условиях пандемии читайте в статье Аллы Котляр "Ехать не на чем, бежать - некому".