UA / RU
Поддержать ZN.ua

День защиты детей: дата изменилась, проблемы остались

Автор: Алла Котляр

За два дня до празднования 1 июня Дня защиты детей, ставшего привычным за 27 лет, президент неожиданно для большинства украинцев издал указ о его переносе на 20 ноября. В социальных сетях воодушевление — «От идеи к действию. Наконец мы здесь» и «Как же это правильно, аллилуйя!». А я сбита с толку. Неужели мы уже решили все проблемы детей, и теперь осталось только символику привести в порядок? Изменится ли от перестановки кроватей в заведении его суть?

Читайте также: День защиты детей: когда будут отмечать в этом году

Больше 20 лет я пишу о разных аспектах защиты прав ребенка. Думаете, тексты на эту тему имеют большую популярность? Увы, это не так. Подавляющее большинство тех, кто радостно кричит и аплодирует из-за переноса даты, системные проблемы детей в стране очевидно не интересуют. Иначе эта сумасшедшая энергия уже давно сделала бы счастливыми всех детей-сирот и лишенных родительской опеки.

Слушайте, меня возмущает не само изменение даты. Я вполне допускаю, что 20 ноября — Всемирный день ребенка и годовщина принятия Конвенции ООН о правах ребенка — действительно более приемлемый день, и для этого есть много аргументов. В первую очередь политических, с точки зрения декоммунизации и деколонизации. Хотя ООН со всеми ее конвенциями и декларациями, как все мы в конце концов убедились на собственном опыте, оказалась организацией малоэффективной и не очень состоятельной. Но это такое.

Во всем этом меня беспокоит вот что.

  1. Когда это делается почти за день до наступления привычной даты, это меньше всего выглядит стратегически взвешенным решением. Взвешенные стратегические решения принимают заранее. На то они и стратегические. Решения, которые принимаются так внезапно, выглядят как минимум попыткой отвлечь от чего-то общественное внимание. Ну, может, чиновники до 1 июня не успели отчеты написать или отчитываться им сейчас не о чем. Потому что на самом деле 1 июня у нас всегда было не столько днем мороженого и шариков для детей (вот прямо встало вам это мороженое поперек горла!), сколько днем чиновничьих, преимущественно лживых, отчетов. Правда, вот о беби-боксах до 1 июня 2018 года объявили и таки их ввели. Хотя и там далеко не все гладко и прозрачно было.
  2. Дату меняют вроде бы как «с целью утверждения охраны детства как общенационального приоритета Украины, усиления и объединения усилий международного сообщества, направленных на защиту прав и лучших интересов ребенка, реализации положений Конвенции о правах ребенка». Извините, но я не вижу, каким образом изменение даты утверждает охрану детства государственным приоритетом. Вывески мы уже меняли неоднократно. К сожалению, преимущественно без изменения содержания. Может, президент что-то хотел, но забыл дописать в указе? Например, какие-то конкретные поручения конкретным органам? Потому что бесплатного мороженого 20 ноября детям теперь, конечно, не будет — холодновато для него в это время. Как, наверное, и для рисунков на асфальте. А что будет? И чем будет отличаться от того, что было 20 ноября раньше, когда этот день отмечали как Всемирный день ребенка и День принятия Конвенции ООН о правах ребенка? Скажите, где об этом прочитать?
  3. Календарная синхронизация «с миром, который не только ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребенка, но и придерживается принципов, заложенных в ней», к сожалению, не значит, что мы тоже станем делать все правильно. И даже не значит, что это — первый шаг на пути к этому. Сейчас это выглядит одним из простых и быстрых решений (не буду употреблять здесь слово «неправильным», потому что по сути решение мало на что влияет — преимущественно это просто громкий звук), чтобы сделать хоть что-то к привычной дате, которая теперь отойдет в прошлое для государства и чиновников, для календаря.

Читайте также: Атакуя Житомирскую область дронами и ракетами, россияне убили троих детей: в ГСЧС показали последствия удара

Хотя местные администрации, заранее готовившие к 1 июня праздник для детей, привлекая для этого как средства и силы громады, так и общественные организации, после обнародования президентского указа чувствовали себя растерянными. «Советовались ли с Украинской сетью за права ребенка об отмене/переносе Дня защиты ребенка? — Нет, — написала на странице в Фейсбук программный директор «СОС Дитячі містечка Україна» глава правления «Украинской сети за права ребенка» Даша Касьянова через несколько часов после появления указа президента. — Нужно ли отменять запланированные мероприятия для детей? Считаю, что не нужно, если дети приглашены и ждут. Но нам уже начали сообщать об отмене».

Кто-то запланированные мероприятия отменит, выбросив на свалку выделенные под это из местных бюджетов деньги. Кто-то их проведет, переназвав. Так или иначе, родители и дети как праздновали, так и будут праздновать окончание учебного года, начало лета и школьных каникул. Будут есть мороженое и сахарную вату, будут надувать шарики (теперь не бесплатные) и прыгать на батуте и т.п. Им для этого специальный календарный день не нужен.

Но мне интересно, что же будет 20 ноября? И каким образом чиновничьи отчеты об успехе в этот день превратятся в успех настоящий?

Читайте также: Еще девять детей удалось вернуть с оккупированных территорий

Благодарим власть за то, что за наши деньги, деньги налогоплательщиков, и с недооцененной помощью общественных организаций для какого-то количества украинских детей она иногда делает действительно какие-то полезные вещи. За то, что возвращает их из российской оккупации. Но еще хочется, например, чтобы все украинские дети, а не только те, кому родители нанимают репетиторов, окончив четвертый класс, хорошо умели читать и писать. Чтобы, когда объявляется тревога во время школьных занятий, им не приходилось бежать 810 минут к ближайшему подземному паркингу, потому что в школе как не было укрытия, так и нет. Чтобы регулярные отчеты абсолютно всех министерств и ведомств страны о мероприятиях по созданию инклюзивного и безбарьерного пространства соответствовали действительности. Так понемногу в обществе изменится отношение к так называемым ненормотиповым детям. Чтобы государство помогало семьям, не ожидая, пока дети из них окажутся под угрозой изъятия. И не только декларировало, а действительно способствовало созданию большего количества альтернативных форм семейного воспитания и ухода для детей-сирот и лишенных родительской опеки.

Очень много чего хочется на самом деле. Но, наверное, мы уже решили все проблемы детей, и теперь осталось только символику в порядок привести…