В начале марта двое российских солдат шли по улице недавно оккупированного Херсона. Погода была все еще морозная, а электроэнергии в городе не было. Пьяные солдаты возвращались в свой лагерь в полной темноте.
Один из них споткнулся, другой решил "отлить" на обочине. Неожиданно нож пробил его шею с правой стороны. Россиянин упал на землю. Через мгновение такая же участь постигла и другого солдата.
«Я прикончил первого мгновенно, а затем догнал другого и убил его на месте», – сказал CNN один из украинских партизан с позывным «Арчи».
Он рассказал журналистам, что действовал инстинктивно.
«Я увидел орков в униформе и подумал: а почему бы и нет? Людей вокруг не было, также как и света. Поэтому я воспользовался моментом», – добавил он, использовав унизительное слово для обозначения россиян.
20-летний украинец изучал смешанные единоборства. Он ловок и обладает острой реакцией. Он и раньше всегда носил с собой нож для самозащиты, однако никогда никого не убивал.
«Адреналин берет свое. У меня не было страха или времени на размышления. В первые несколько дней я чувствовал себя очень плохо, но потом понял, что они были моими врагами. Они пришли ко мне домой, чтобы отобрать у меня этот дом», – объяснил мужчина.
CNN пишет, что рассказ «Арчи» подтвердили украинские военные и представители разведки, которые поддерживали связь с ним и другими партизанами в Херсоне. Россия оккупировала город 2 марта. Но местные жители сразу дали понять, какие у них взгляды, выйдя на протесты с украинскими флагами. Поскольку Херсон являлся первым и единственным областным центром, который российская армия смогла оккупировать с начала вторжения, он стал важным символом для Москвы. Так что оккупанты не терпели проявления несогласия. Протесты разогнали слезоточивым газом и огнестрельным оружием. А организаторов и заметных жителей города арестовали и пытали. Когда мирные протесты не сработали, люди в Херсоне начали оказывать жесткое сопротивление. Простые жители присоединились к движению сопротивления.
«Я был не один такой в Херсоне. Здесь было много умных партизан. По меньшей мере 10 россиян убивали каждый вечер», – рассказал «Арчи».
Первоначально жители-единомышленники организовывались в группы для выполнения единичных операций. При этом они координировали свои действия с украинской армией и разведкой за пределами Херсона.
«У меня есть друг, с которым мы ездили по городу, ища места, где собираются российские солдаты. Мы проверяли маршруты их патрулей, а затем передавали информацию ребятам на линии фронта. Они уже знали, куда это передать дальше», – объяснил «Арчи».
Российские солдаты были не единственными целями для партизан. За восемь месяцев оккупации в Херсоне убили несколько коллаборантов, которых Москва назначила в оккупационную власть. Их портреты печатали на плакатах, которые расклеивали по всему городу рядом с обещаниями возмездия за сотрудничество с Кремлем. Такая психологическая война продолжалась в течение всего периода оккупации. Многие угрозы из плакатов были выполнены. Одних коллаборантов застрелили, других – взорвали вместе с автомобилем. Оккупационный режим в Херсоне называл это «терактами». Партизан с позывным «Арчи» был арестован 9 мая, когда он пришел на парад ко Дню победы с желто-синей лентой на рубашке. Его отвели в местное СИЗО, взятое под контроль агентами ФСБ. Здесь, по словам «Арчи», россияне пытали схваченных украинских солдат, разведчиков и партизан.
«Они били меня дубинками, электрошоком, ногами. Не могу сказать, что меня морили голодом, но и еды давали немного. Ничего хорошего там не происходило», – рассказал он.
«Арчи» повезло. Его отпустили девять дней спустя после того, как он согласился записать видео, на котором он говорил, что согласен сотрудничать с российскими оккупантами. Его рассказы о событиях в застенке подтверждают источники в украинской армии, а также другие люди, которых задерживали. Но «Арчи», а также украинские военные и разведчики говорят, что многие партизаны умерли в российских пыточных.
Мужчина по имени Игорь тоже был задержан. Он попросил CNN не называть его фамилию из соображений безопасности.
«Меня держали 11 дней. И все это время я слышал крики из подвала. Людей пытали, их били палками, руками и ногами, электрошоком для скота, даже подвешивали на трубе и били током или топили», – рассказал херсонец.
Игоря схватили, когда он перевозил оружие. Он считает, что ему повезло. Оккупанты его только избивали.
«Меня привезли туда как раз в то время, когда людей там забивали до смерти. Меня ударили в ноги электрошокером, это практиковалось как приветствие. Один из них спросил, почему меня привезли. А еще двое начали бить меня по ребрам», – вспомнил Игорь.
Во время своего задержания он смог скрыть информацию о своей связи с движением сопротивления в Херсоне и что перевозка оружия – это не единственное, что он делал. По словам Игоря, он также передавал разведывательную информацию украинской армии. За такое его могли наказать гораздо жестче.
«Если мы что-то находили, что-то видели, мы делали фото или видео и отсылали украинской армии, а потом они решали, наносить удар или нет», – объяснил Игорь.
Он рассказал, что однажды передал украинской армии координаты российского склада, расположенного в самом Херсоне.
«Россияне держали здесь примерно 20-30 машин. Это были бронемашины, БМП, а некоторые россияне здесь жили», – рассказал херсонец.
Для передачи координат он использовал Telegram. Вместе с этой информацией он также переслал видео.
«Я просто включил камеру, навел на здание, а потом шел и делал вид, что разговариваю по телефону, пока камера снимает. Позже, конечно, я удалил видео. Потому что если бы они меньше остановили и нашли видео или фото, появились бы вопросы», – пояснил он.
Игорь отправил украинским военным информацию в середине сентября. Через день российский склад разбила украинская артиллерия.