Россия, которая вторглась в нашу страну, изменила наш мир, разрушив привычный уклад жизни. Разрушения затронули не только наш физический мир, но и повлияли на психологическое и духовное состояние. Затронуло полномасштабное вторжение и религиозную сферу.
Бытовой характер религии, позволивший ей пережить эпоху воинствующего атеизма и сохраниться в политических и церковно-политических передрягах ранней независимости, становится проблемой в период большой войны. Привычный быт рушится. Местами — до основания и без надежды на восстановление. Это приносит разрушения и в наши хрупкие отношения с церковью, пишет своей статье «Война. Как изменились отношения украинцев с Богом и церковью» Екатерина Щеткина.
Соцопрос, проведенный Центром Разумкова по заказу ZN.UA в апреле-мае этого года, показал, что вера в Бога растет и укрепляется. Становится немного более определенной – по сравнению с довоенным периодом и даже с периодом гибридной войны — и идентификация с той или иной церковью. Так, 89% опрошенных ассоциируют себя с какой-нибудь церковью или хотя бы вероисповеданием.
Исследование ZN.UA показывает, что какими бы ни были отношения украинцев с Богом, они никак не конвертируются в церковность. 73% украинцев не ассоциируют себя ни с одной религиозной общиной или приходом (22,3% заявляют о своей принадлежности к религиозной общине).
Больше о взаимоотношениях церкви, государства и общества читайте в других статьях Екатерины Щеткиной.