А вот и танки! Вернее бронетехника, похожая на них. После того, как Франция в среду объявила, что отправит Украине свои БМП AMX-10 RC, Германия и США на следующий день пообещали отправить на фронт свои Marder и Bradley соответственно. Берлин также подкинул еще одну батарею Patriot для защиты неба.
Как все это дополнительное вооружение изменит ситуацию на поле битвы? И что решения Франции и Германии говорят о позиции Европы в затянувшемся конфликте с Россией? Эксперты Atlantic Council ответили на эти вопросы.
Оружие – это хорошо, но задержка слишком большая
Объявления о том, что США, Франция и Германия передадут Украине легкую бронетехнику (а не танки) – это хорошие новости. Но это произошло с опозданием, которое соответствует уже постоянной закономерности, наблюдающимся в поставках оружия из этих трех стран. Это подчеркивает бывший посол США в Украине и директор Евразийского центра в Atlantic Council Джон Хербст. Он напоминает, что прошлой зимой, еще до начала массивного вторжения армии Москвы, Вашингтон, Париж и Берлин сомневались, прежде чем начать передавать Киеву необходимое оружие. Сначала они отправляли только ПЗРК Javelin и Stinger, хотя позже были противокорабельные ракеты, дальнобойная артиллерия, системы ПВО, включая Patriot.
Хербст отмечает: хорошая новость в том, что поставки все чаще включают в себя передовое вооружение.
«Но медленные темпы означают, что война длится дольше, чем необходимо и желательно. Администрации Байдена нужно четко заявить, что ее цель – это помочь Украине сделать российское присутствие на украинской территории невозможным. Самый умный способ это сделать – обеспечить Киев еще более дальнобойной артиллерией, ракетами, беспилотниками (с радиусом действия до 300 километров), танками, самолетами (F-16), которые помогут Украине разрушить сухопутный коридор в Крым, заставив россиян отступить с юга, что сделает задачу по обеспечению войск в Крыму чрезвычайно сложной для России», – объясняет эксперт.
Франция взяла безопасность в Европе в свои руки, отношения с Германией могут стать напряженными
Объявление Франции о намерении отправить Украине свои БМП AMX-10 RC после телефонного разговора президентов двух стран произошло в неожиданный момент. Французский министр обороны был в Киеве всего за несколько дней до этого. И его визит давал хорошую возможность для подобных заявлений.
По мнению Мари Жорден, работавшей в Генеральном директорате по международным отношениям и стратегии Министерства обороны Франции, решение Парижа по AMX-10 RC и связанная с ним коммуникация посылает четкий сигнал об изменениях во французской политике по поддержке Украины. С конца февраля французская сторона поддерживала Киев по всем направлениям, включая организацию специальной конференции в Париже. Но многие наблюдатели отмечали, что военный компонент этой поддержки был невелик. Жорден отмечает, что Франция действительно отправила важные гаубицы Caesar и помогла профинансировать Европейский фонд мира, помогающий Вооруженным силам Украины. Однако, коммуникация вокруг оборонных вопросов и ограниченных поставок была слабой.
«Важно не только то, что Франция решила сделать шаг и начать поставки такого военного оборудования без других западных партнеров (ее объявление появилось за день до решения Германии и США). Но и то, что Франция подчеркнула, что отправляет именно танки (можно ли считать AMX-10 RC танками – это открытый вопрос для военных экспертов)», – считает Жорден.
Она допускает, что решение Парижа может оказаться не решающим шагом с военной точки зрения, который позволит Украине отразить российское наступление весной. Это был более политический шаг, который появился за несколько недель до французско-немецкого саммита. И этот сигнал, по мнению Жордена, плохой для отношений между странами.
«Еще рано говорить о влиянии французского лидерства в Европе. Но Франция больше, чем Германия, поняла важность продемонстрировать, что европейская страна тоже может идти впереди. Демонстрация надежности в роли партнера, стоящего на стороне Украины, – это предпосылка для того, чтобы французский голос был услышан, когда придет время строить новую европейскую архитектуру безопасности вместе с Украиной и союзниками по НАТО», – объясняет эксперт.
Вашингтон и Париж подтолкнули Берлин
Решение немецкого правительства присоединиться к США и Франции в передаче Украине БМП вписывается в уже давно установившийся шаблон, который Берлин использует в своей поддержке Киева. Лучше поздно, чем никогда. Решение отправить значительное количество БМП Marder поставит точку в самых больших фантомных дебатах, которые Германия вела сама с собой и которые касались потенциальной эскалации в отношениях с Москвой, если начать поставлять Киеву танки.
«Можно надеяться, что слаженные действия в четверг сфокусируют умы в Германии на том, что Украине действительно нужно, чтобы отразить российскую агрессию. Дополнительная батарея Patriot и разговоры о поставке большего количества зенитных самоходных установок «Гепард», оказавшихся эффективным средством против российских беспилотников – это сильный признак движения в правильном направлении», – комментирует директор Европейского центра Atlantic Council Йорн Флэк.
Однако он советует союзникам ограничить свои ожидания относительно начала качественно нового немецкого лидерства после решения о передаче Marder и Patriot. Шольц и его правительство может настаивать на том, что Германия будет действовать только вместе с союзниками, о чем в Берлине часто говорили.
«Но во время объявления в четверг снова создалось впечатление, будто Вашингтон и Париж заставили Берлин сделать правильный шаг, когда других вариантов не осталось», – считает эксперт.
Он напоминает, что партнеры Шольца по коалиции еще прошлой весной признали, что Киев должен получить БМП Marder. Стратегические и ментальные изменения, требуемые объявленной Zeitenwende или «переломной точкой», еще не произошли.
Что даст дополнительная батарея Patriot Украина?
Решение Германии передать дополнительную батарею Patriot появилось как раз тогда, когда для Украины возможности ПВО стали наиболее неотложной потребностью. Безжалостные российские удары по критической инфраструктуре и ключевым ресурсам наносят большой ущерб гражданскому украинскому населению. А в разгар зимы российские обстрелы только усилились. Впрочем, они не только терроризируют мирных украинцев, но и истощают запасы ракет ПВО.
Россия пользуется асимметричным преимуществом, запуская относительно дешевые беспилотники-камикадзе, перехватывающие очень дорогие ракеты систем противовоздушной обороны. Тем временем на Донбассе идет медленная война на истощение.
«Поскольку возможности украинского ПВО продолжают сокращаться, Киеву придется принять тяжелое решение: защитить города от российских бомбардировок или позиции на фронте. Такой приоритет может позволить российским ВВС выполнять более сокрушительные операции в районах, которые станут уязвимыми без противовоздушной обороны. Батарея Patriot от Германии в сочетании с той, которую предоставят США (а также постоянные поставки боеприпасов) будет важной для Украины в защите городов и тяжело добытых позиций, одновременно защищая от локализованных наступательных операций российских сил», – комментирует полковник ВВС США Джастин Конелли.