UA / RU
Поддержать ZN.ua

Агрохолдинги платят больше налогов, но местные фермеры полезнее для громад – эксперт

Агрохолдинги на сельских территориях сегодня - это инновации, высокие технологии, тотальная химизация, высокая производительность и минимальная занятость сельского населения.

На большинстве сельских территорий землю признают основным ресурсом как сельские головы, так и простые жители. За этот ресурс уже идет серьезная конкуренция, которая может еще больше заостриться, пишет директор по науке и развитию Института гражданского общества, соавтор реформы децентрализации Анатолий Ткачук.

Структура распределения земель под возделывание на сельских территориях между агропроизводителями в разных местах выглядит по-разному.

К примеру, в границах территориальной громады (старостинского округа - 1,5-5 тысяч га) большая часть земель сегодня находится у условного ООО, созданного на остатках бывшего колхоза/совхоза его экс-руководителями. Остальные принадлежат фермерам, имеющим массивы земель в 30-50 га (причем часть из этих них формальные - их земли обрабатывает доминирующее ООО), а часть земель находится в аренде крупных агрохолдингов с земельным банком более 50-100 тысяч га.

«От того, какие пропорции земельного банка принадлежат этим сельхозпроизводителям, сильно зависит структура сельхозпроизводства и уровень занятости на 100 га пашни. Чем больше концентрация земли у одного товаропроизводителя, тем меньше занятость сельского населения», - объясняет Ткачук.

Сами селяне утверждают, что только местные фермеры берут на работу местных жителей и постоянно поддерживают сельские поселения.

У крупных товаропроизводителей царствует высокотоварное зерновое хозяйство с преобладанием высокомаржинальных культур – подсолнечника, кукурузы, пшеницы, которые не нуждаются в высоких затратах труда человека и легко продаются на экспорт. На 1000 га земли в возделывании под зерновыми культурами приходится 10-12 рабочих мест, из них 3-4 неквалифицированных, заполняемых за счет местных жителей.

В большинстве территориальных громад, куда зашли крупные агрохолдинги, бытует такое мнение: «Агрохолдингам не нужны ни села, ни сельские жители. Агрохолдинги разрушают старые колхозные дворы, фермы, другие объекты, принадлежавшие колхозам, чтобы там не было какого-то другого бизнеса».

«В какой-то степени это так, ведь в структуре занятости таких агрохолдингов есть охрана не из местных жителей, оберегающая поля от возможного разворовывания местными жителями. Однако следует заметить, что в некоторых местах в структуре агрохолдингов происходят изменения. Они начинают открывать молочные и мясные фермы современного типа, которые все же создают какое-то количество рабочих мест, но эти места требуют квалификации, которой нет у местных жителей. Часто на работу в такие фермы возят людей из городов или других регионов», - поясняет автор.

Поэтому у селян закрепилось понимание, что агрохолдинги - это заработок для чужих, они добрые лишь только тогда, когда нужно заключить договор аренды на много лет, дальше о людях забывают и не заботятся.

«По сути, агрохолдинги на сельских территориях сегодня – это инновации, высокие технологии, тотальная химизация, высокая производительность и минимальная занятость сельского населения, ухудшение качества окружающей среды, уничтожение эндемических видов растений и животных из-за чрезмерно больших площадей монокультур», - добавляет Ткачук.

На отдельных территориях, где не было больших площадей под зерновыми культурами, где поля небольшие и расположены между лесами и болотами, закрепились небольшие и средние фермерские хозяйства. Они занимаются картофелем и нишевыми культурами – овсом, гречихой, просом, ягодами, а также малым животноводством.

Эти фермеры живут в громаде и весьма тесно интегрированы с громадой, в границах которой они работают. Некоторые фермеры за свой счет построили и содержат социально важные объекты, помогают местной власти убирать снег с дорог, пахать огороды жителей. Местные главы громад, а особенно старосты на всех встречах положительно отзываются о фермерах.

Несмотря на то, что вообще агрохолдинги обрабатывают значительно больше земель и платят большие суммы земельного налога или арендной платы, фермеры обеспечивают большую занятость и социальную поддержку громадам. Поскольку и техника у них не такая современная, на ней работают местные жители, квалификация которых недостаточна для более современной техники.

Читайте также: Вместо полмиллиона фермеров, Украина вырастила одного олигарха Бахматюка — глава Ассоциации фермеров

Почему не глобальный урбанистический кризис, а целенаправленная государственная политика уже 30 лет убивает украинские села? Зачем действующая власть намеренно выживает селян с их земли? Почему ставит подножки фермерам, - а они создают рабочие места и дает полный «зеленый» механизированным до зубов агрохолдингам? Для чего увеличивает налог на аренду, вынуждая селян продавать свои паи? Как такая политика сказывается на демографии села и общей атмосфере, где есть место пьянству, унынию и разочарованию? Почему полученное в селе образование стало неконкурентным, а доступ селян к государственным услугам - критически низким? Читайте в статье Анатолия Ткачука «Село и люди. Основным ресурсом сельских территорий сегодня цинично считают землю, а не людей» в ZN.UA.