24 июня Верховный суд США разрешил штатам вводить запреты на аборты. Это означает, что в ряде штатов аборты станут или уже стали нелегальными. Американские СМИ рассказали о том, что как приложения для отслеживания менструального цикла и даже поиск в браузере могут быть использованы правоохранительными органами для наказания за незаконные аборты. И теперь американские женщины начали массово удалять такие программы, сообщает «Медуза».
После объявления решения Верховного суда, многие штаты воспользовались возможностью запретить аборты. В части из них решения о запрете уже были приняты и до сих пор не действовали, но теперь вступят в силу. Женщины, которые живут в таких штатах, могут прервать беременность двумя способами: поехать в штаты, где аборты разрешены, или получить препараты для медикаментозного прерывания беременности (если такой способ подходит) по почте.
Пока в США получение медикаментов по почте после консультации врача разрешено. Но в 19 штатах удаленные консультации гинекологов уже успели запретить. Вероятно, что законодатели и в других штатах попытаются закрыть эту лазейку.
Пока остается легальным и обращение в клинику, которая находится за пределами штата, но, вероятно, что в будущем такие поездки признают вне закона. Уже сейчас человек, который подвозит к клинику в другом штате человека, которых хочет сделать аборт, у себя в штате считается нарушителем.
Поэтому у жителей США растут опасения по поводу того, что данные из приложений для отслеживания менструального цикла и другая информация, которая косвенно указывает на прерывание беременности, может использоваться в суде для доказательства проведения аборта. Пользователи начали массово удалять такие приложения.
Вместе с тем, серьезных оснований думать, что власти будут искать нарушителей через такие приложения, нет. Скорее к ним будут прибегать в тех случаях, когда есть основания считать, что аборт был сделан. Тогда приложения могут использоваться как источник улик.
Как правило, власти узнают об абортах через заявления медицинских работников. Часто это происходит тогда, когда врач из штата, где аборт запрещен, узнает о прерывании беременности в том же штате, которое уже свершилось.
Часто это происходит при посещении кризисных центров для беременных. Они не оказывают медицинскую помощь, только консультационную, поэтому не обязаны защищать медицинские данные. Более того, они ставят своей изначальной целью защитить беременность от прерывания, о чем не всегда знают женщины, которые сюда обращаются. И таких центров в США гораздо больше, чем клиник, проводящих аборты.
Обратиться в полицию могут и другие люди, которые узнали о прерывании беременности. Например, партнеры или даже малознакомые люди.
Чем опасно использование приложений
После получения информации об аборте полиция может изъять ноутбук или смартфон. И тогда лучше, чтобы на них не было «запрещенных» поисковых запросов. Американские СМИ рекомендуют разлогиниться перед поиском через Google, поскольку в компании по запросу властей могут выдать результаты поиска, или использовать поисковик DuckDuckGo.
В качестве источника информации могут использоваться и приложения, которые отслеживают менструальный цикл. Как правило, политика компаний-разработчиков позволяет предоставлять данные правоохранительным органам, если те отправят соответствующий запрос. Пока потребности немедленно отказаться от них нет, но не исключено, что в будущем подобными приложениями будет опасно пользоваться.
Раскрыть данные может и клиника. Кроме того, тяжело скрыть оплату медицинских услуг, если только не пользоваться наличными или заранее оплаченным подарочным сертификатом. Но наличными тяжело пользоваться при оплате удаленной консультации врача.
Кроме того, в ходе расследования полиция может потребовать у мобильного оператора данные о номерах, на которые звонил пользователь, а при наличии ордена – добраться до СМС и голосовой почты.
Важно также то, что смартфоны часто отслеживают и записывают геопозицию владельца, поэтому при посещении клиники их лучше отключить. Но у операторов мобильной связи есть данные о том, какие устройства были в конкретное время в конкретном месте.