UA / RU
Поддержать ZN.ua

NASA отменило целую исследовательскую программу из-за тактики SpaceX – СМИ

У частных компаний есть гораздо больше вариантов для принятия рисков.

NASA хорошо известно тем, что расширяет границы космических технологий, и часто с первой попытки успешно запускает миссии стоимостью миллиарды долларов. Но за этот подход приходится платить. И речь идет не только о деньгах налогоплательщиков. Между появлением и  воплощением идеи могут пройти годы.

Но эта устаревшая космическая парадигма быстро меняется благодаря появлению частных компаний, таких как SpaceX и Rocket Lab, сообщает Neowin. NASA как федеральное агентство вынуждено заниматься политикой, и его бюджет зависит от решений Конгресса США. Кроме того, важен его имидж, каждая неудача может привести к серьезным последствиям для текущих и будущих миссий.

Читайте также: «Космический кинотеатр»: NASA показало 14 лет наблюдений за небом в гамма-излучении

Частные компании имеют гораздо более широкие возможности для принятия рисков. Возьмите SpaceX в качестве примера. Космическая компания миллиардера Илона Маска «выбрасывает» ракеты – или миллионы долларов – чтобы получить взамен ценные данные и более быстрое развитие, о чем NASA никогда не могло подумать.

Ученый-планетолог и космический технолог доктор Фил Мецгер из Университета Центральной Флориды, который раньше работал с NASA, рассказал о примере превосходства подхода «полетим и посмотрим» — по крайней мере, в некоторых случаях.

Если вы когда-нибудь наблюдали за полетом ракеты Falcon 9 компании SpaceX, вы наверняка слышали о так называемом входе в атмосферу. Когда ракета входит в более плотную часть атмосферы, Falcon 9 запускает три из девяти двигателей Merlin 1D и замедляет аппарат, в то время как шлейфы двигателей, по сути, служат тепловым экраном.

После этого ракета выключает двигатели, а затем повторно запускает их для вертикальной посадки – на землю или на плавучую платформу в океане.

Мецгер поведал историю о молодом инженере NASA, который работал над исследованием сверхзвукового ретродвижения, также известного как запуск SpaceX при входе в атмосферу. Это был короткий разговор в те времена, когда SpaceX только придумывала, как успешно посадить космическую ракету. Эти попытки предпринимались в период с 2013 по 2015 год.

«У NASA была запланирована большая программа по изучению этого. Мы собирались начать с множества компьютерных симуляций. Затем мы устанавливали двигатель на высокоскоростной железнодорожный вагон и направляли шлейф в направлении движения. Потом мы сбрасывали ракеты с высотных аэростатов», — объяснил молодой инженер.

Очевидно, что до момента, когда ракета могла попытаться развить сверхзвуковую обратную тягу, должно было пройти много времени. Поэтому нет ничего удивительного в том, что этого так и не случилось. И причина кроется в SpaceX.

«Но потом Илон Маск просто пошел и попробовал, и это сработало! Поэтому NASA отменило всю нашу программу!» - сказал инженер.

Как отмечает Мецгер, SpaceX даже не пришлось приземлять ракету. Одного факта, что аппарат смог замедлиться и безопасно вернуться через атмосферу, было достаточно, чтобы доказать жизнеспособность идеи сверхзвукового ретродвижения.

SpaceX впервые удалось успешно посадить Falcon 9 в декабре 2015 года на побережье мыса Канаверал. Первая успешная посадка на плавучую платформу произошла всего несколько месяцев спустя. С тех пор SpaceX запускает больше ракет, чем теряет, что значительно снижает стоимость космических полетов.

Напомним, недавно SpaceX запустила ракету-носитель Falcon 9, на борту которой находилось новое поколение интернет-спутников Starlink. Они смогут передавать сигнал из космоса непосредственно на смартфоны.