UA / RU
Поддержать ZN.ua

Моральная дилемма для беспилотного автомобиля: опубликованы результаты исследования

На протяжении трех лет добровольцы со всего мира отвечали на вопросы относительно поведения беспилотных автомобилей в тех или иных ситуациях.

Люди со всего мира определили, кого должен спасти беспилотный автомобиль в случае аварии

Люди со всего мира определили, кого должен спасти беспилотный автомобиль в случае аварии

Исследователи Массачусетского технологического института опубликовали результаты исследования Moral Machine, целью которого было определение того, какое "поведение" беспилотного автомобиля на дороге кажется людям наиболее приемлемым. Как сообщают ученые в своей статье, в их исследовании приняли участие более двух миллионов людей со всего мира. Они представили более 40 миллионов решений для разных ситуаций.

Участники исследования должны были ответить на то, какой вариант развития событий в ситуации, в которой столкновение является неизбежным, они считают предпочтительным. Например, нужно было решить, спасти пешеходов или пассажиров машины, животных или людей, мужчин или женщин и так далее.

В результате были установлены три глобальных тенденции, которые могут лечь в основу построения этики беспилотных автомобилей. Люди предпочитают спасти жизнь человека, а не животного, жизни группы людей, а не одного человека, и жизни молодых людей, а не пожилых.

Кроме того, исследователи также разделили добровольцев по демографическому критерию. Были выделены три кластера. В западный кластер вошли страны Северной Америки, а также большинство Европейских стран, вероисповедание добровольцев – католики, протестанты и православные. Восточный кластер включал Японию и Тайвань (конфуцианство), а также Индонезию, Пакистан и Саудовскую Аравию (ислам). В южный кластер вошли страны Латинской Америки и страны под влиянием Франции. В результате было установлено, что принадлежность к тому или иному культурному кластеру может влиять на предпочтения относительно поведения беспилотных автомобилей.

В частности, оказалось, что предпочтение к спасению молодых жизней наименее выражено в восточном кластере и наиболее – в южном, такое же разделение существует и относительно спасения жизней людей с высоким статусом. Вместе с тем, в южном кластере наименее выражено предпочтение спасения жизни людей по сравнению с животными, кроме того, представители южного кластера предпочитают спасать жизни женщин и стройных людей. Представители всех кластеров предпочитают спасать жизнь пассажиров, а не пешеходов, и тех, кто действует по правилам, а не тех, кто их нарушает.