Федор, Вы - страстный коллекционер и истинный киевлянин, влюбленный в историю города. Это, на первый взгляд, не очень сочетается с образом удачливого бизнесмена. Тем не менее, Вы сами с нуля начинали бизнес. Как у Вас это получилось? Сейчас стало сложнее или легче превратить идею в прибыльную компанию?
Раньше было все доступно и просто, а сейчас жизнь настолько усложнилась. Рынок очень изменился. Раньше тоже была конкуренция, были наши, москвичи на рынок заходили, но на сегодняшний день антикварных структур образовалось столько, что держать марку очень сложно. Вот у меня коллеги, которые даже дольше, чем я, в этом бизнесе, стоило им уйти с рынка ненадолго, за сиюминутными выгодами – и вернуться уже не получилось. Они отвлеклись, и о них тут же забыли. Ведь новое поколение пришло, молодые рвутся вперед. Они делают аукционы иногда даже себе в убыток, но рынок их знает. А о старых забыли, хотя они были и мощнее, и опытнее. А я в этой упряжке иду до конца. В конце 2008-го грянул кризис, и цены упали страшно, многие вещи ушли за бесценок. У нас очень специфический товар, понимаете. С ним нелегко работать, особенно во время кризиса…
Но ведь есть в Вашей профессии какие-то определенные принципы, которые помогают держаться на плаву, преодолевать кризисные моменты?
Если вещи серьезные, дорогие, их лучше придержать, рынок рано или поздно вернется в прежнее состояние. Но, другая сторона медали – покупателей очень мало. Если Вы уходите с их поля зрения, клиентура быстро отвыкает…
А если не секрет, кто же эти основные покупатели антиквариата в Украине?
Это 4-5 фирм. "Корнерс" аукционный дом, "Золотое сечение" сейчас очень мощная структура, они занимаются современным искусством, аукционы проводят. Я сейчас перечисляю Вам аукционистов. Самых крупных. Многие ушли с рынка. Еще в прошлом году было где-то 10 аукционных домов, сейчас выжили только половина.
Сейчас Вы – успешный бизнесмен и антиквар... Как Вам удалось этого достичь? Может, дадите какой-то рецепт для новичков?
Я отношу этот успех только к своим личным заслугам. Тот более чем 20-летний опыт, который я на этом рынке приобрел, он работает на меня. А с нуля я сейчас бы никому не рекомендовал начинать. Это наука, которой ты на собственных шишках и ошибках, взлетах и падениях учишься. И больше этих ошибок не допускаешь. Сейчас зайти на рынок в том состоянии, в котором заходил я в 90-м году, даже 89-м, практически нереально.
Спустя два десятка лет, теперь много ли сил уходит на развитие бизнеса? Насколько загружен Ваш рабочий день?
Вообще ненормированный и непонятный. У меня бывает: сидишь в потолок смотришь и ничего не делаешь, даже телефон не звонит. А бывает – с самого утра как началось, до вечера телефоны не замолкают, какие-то срочные дела… Мы же занимаемся не только антиквариатом, а и архитектурой, аукционным движением, реставрацией, очень много экспертизы… Кто-то просит оценить вещь, присылает фото на имейл, кто-то вызывает на объект, посоветовать по интерьеру… И все уважаемые люди, и отказать нельзя! Один, например, заказывает кресло депутату – другу на подарок, а тут – Суркис часы у меня покупает. И приходится лавировать. А бывает – затишье. Например, все люди бизнеса в понедельник в вялотекущем режиме работают, в этот день принято заниматься собой. Они никуда не звонят, денег никому не дают. Поэтому я понедельник делаю выходным.
Ваша фирма занимается также воспроизведением аутентичного интерьера в зданиях памятников архитектуры. Какими объектами вы больше всего гордитесь?
Батуринский дворец практически полностью мы делали, Дом с химерами начинали, но это отдельная история… В Софии Киевской делали дом Митрополитов, причем там сохранились старинные документы, которые описывали все вещи, которые в доме находились: мебель, часы… В Москве особняк, в котором гостил Пушкин. За столько лет было большое количество проектов. Были даже квартиры, которые не совсем нашим стандартам отвечают, но с интересным замыслом. Это целая история, тот опыт, который помогает сейчас работать. Вот я сейчас принимаю экзамены в Институте строительства и архитектуры, глава комиссии, и вижу, какое выпускается количество студентов-дизайнеров. Преимущественно, студенток. И они захватывают рынок, вследствие чего бизнесом движет не опыт, а наглость. Некоторые умеют "загрузить" клиента информацией настолько, что он соглашается платить баснословные деньги дизайнеру, который и рисовать-то толком не научился… Доверяют не профессионалам, а аматорам. Это парадокс, но сегодня такая складывается ситуация. Людям некогда задуматься, некогда проверить, доверяют кому попало. Но те, кто нас знает и помнит, дальше к нам обращаются и друзьям рассказывают.
Как современные технологии сочетаются с антиквариатом? Помогают ли они Вам оптимально организовывать бизнес?
Современные технологии отлично сочетаются с антиквариатом в интерьере. Например, бытовую технику можно встраивать в старинную мебель, плазменные телевизоры ставят в красивые рамы – и плазма смотрится как картина на стене. Есть такие пересечения. Или, например, мы когда делали кабинет Президенту, еще Виктору Ющенко, то там вся система коммуникаций, сложнейшая связь, она находится в специальной тумбе. И эту тумбу пришлось делать под старину, для того, чтобы спрятать всю эту "красоту". То есть, постоянно приходится совмещать…
А для себя в жизни современные гаджеты используете?
Я раньше особо не вникал в эти вещи… Интернет, социальные сети… Но коллеги по бизнесу меня убедили, что это важная часть современной жизни. Например, мне присылают фото антикварных вещей, чтобы я оценил – оригинал это или подделка. Сейчас очень много подделок – в орденах, оружии, ювелирных украшениях. Подделывают все. А для того, чтобы определить, подлинная вещь или нет, нужно взять ее в руки и осмотреть со всех сторон. Но вот Samsung Galaxy Note II позволяет сделать настолько качественные фотографии, что твое физическое присутствие возле антикварного предмета вовсе не нужно. Еще и отправить фото можно мгновенно. Никаких лишних телодвижений. И не нужно никуда ехать смотреть, пару нажатий на экран и все – готово! Можно решать, покупать или нет. Раньше такого не было, а сейчас удобно.
Что вы больше всего цените в своем Samsung Galaxy Note II?
Для меня наиболее ценны – многозадачный режим и электронное перо. Работая с фотоснимками антикварных вещей, на одном экране можно открыть одновременно два окна. И сравнивать две вещи, выделять и подчеркивать определенные места, на которые нужно обратить особое внимание. Размер и качество изображения дисплея Samsung Galaxy Note II позволяет это делать. Например, когда нужно оперативно проверить вещь на подлинность, или проконсультировать кого-то, а сама вещь находится где-то заграницей, то можно работать с ее фото, делать примечания, и отправлять по имейлу обратно. Это позволяет экономить много времени и денег на напрасные поездки. И конечно, позволяет оперативно давать ответы клиентам.
От работы тоже нужно отвлекаться. Может ли помочь в этом Galaxy Note II?
Он помогает мне не только в работе – постоянно быть на связи с коллегами, подчиненными и клиентами, давать оценки, принимать решения, - но и когда хочется немного отдохнуть. Можно послушать музыку, полистать фото, фильм посмотреть. Или почитать в Интернете, что нового в антикварном деле, ведь нужно быть всегда в курсе последних событий, конкуренты дышат в спину!
Досье
Федор Зернецкий с партнером Андреем Соломахиным создали фирму "Эпоха" 26 мая 1993 г. на базе известной Киевской реставрационной мастерской. В 2000 году открылась также галерея, в которой экспонируются раритетные произведения искусства, проводятся выставки и аукционы. Фирма "Эпоха" тесно сотрудничает со многими музеями города Киева и Украины.