Антонина Самойлова — первая украинская альпинистка, дважды поднявшаяся на Эверест — самую высокую вершину планеты. Восхождения на Эверест Антонина Самойлова совершила в 2022-м и 2023 годах. Поднималась и на вторую вершину мира и первую по сложности — К2. Свой спортивный путь Антонина начала относительно недавно — в 2018 году с восхождения на самую высокую точку Африки — Килиманджаро (5895 м над уровнем моря).
Переглянути цей допис в InstagramДопис, поширений Antonina Samoilova | TRAVELING and HIGH GOALS (@tonya.samoilova)
Сейчас Антонина хочет справиться с самой сложной задачей — на грани, а то и за гранью человеческих возможностей. Это бескислородный подъем на восьмитысячник.
Если получится, Антонина станет единственной среди действующих альпинисток, кто сумел совершить столь опасный подъем. Бескислородное восхождение на Манаслу, высота которой достигает 8163 метров, — это колоссальный риск.
Переглянути цей допис в InstagramДопис, поширений Antonina Samoilova | TRAVELING and HIGH GOALS (@tonya.samoilova)
Мы связались с отважной альпинисткой, когда она заканчивала последние приготовления к смертельно опасному восхождению.
Обаятельная женщина с копной шикарных черных волос. Таким место, скорее, на подиуме. Но она — на заоблачных гималайских вершинах. Зачем ей Гималаи и игра со смертью с вероятностью проиграть 50:50?
— Антонина, как вы готовитесь к восхождению? Каким-то образом расширяете объем легких? Стимулируете синтез гемоглобина?
— Никаких особых тренировок я не провожу — еще не прошла усталость после Эвереста. Мой папа — тренер по борьбе и физиолог. Он посоветовал побольше спать, поскольку во время сна организм восстанавливается. Так что я много сплю, даже снотворное принимаю. И витамины. Мне нужно поскорее восстановиться после Эвереста.
— А когда был Эверест?
— Я поднялась на вершину 24 мая. Причем больная ковидом.
— Ого! Но скажите, как можно подниматься без кислорода в зону смерти? Вы пробовали это делать на меньших высотах?
— Да. Если ты находишься выше семи тысяч, двигаться в разы тяжелее, словно на тебе лежит бетонная плита. Каждое движение требует огромных усилий. Выше восьми тысяч, в «зоне смерти», еще труднее. Скорость ходьбы замедляется до одного шага в минуту. Мышление тоже замедляется — ты словно находишься в параллельной реальности.
— Но вы ж не одна, с командой?
— Например, при подъеме на Эверест (почти девять тысяч метров) каждый имеет своего гида-шерпа, который сопровождает тебя от Катманду и до вершины. Процесс сложный. Я дважды была на Эвересте, несколько раз на восьми тысячах, и не до конца понимаю, как они это делают. Шерпы заранее забрасывают необходимые вещи, продукты и кислород сначала во второй базовый лагерь, потом в третий. Это целая система, которая работает помимо тебя. Ты приходишь в базовый лагерь на все готовое и проходишь акклиматизацию. А потом — summitpush, выход на вершину. Чтобы из базового лагеря добраться до вершины Эвереста, нужно примерно пять дней. В лагере все находятся с кислородом. С кислородом ходят в туалет, которого, по сути, нет, с кислородом спят...
Переглянути цей допис в InstagramДопис, поширений Antonina Samoilova | TRAVELING and HIGH GOALS (@tonya.samoilova)
— Это правда, что на Эверест поднимаются сплошной колонной, но если вам плохо или вы попали в неприятность, вам, кроме вашего шерпа, никто не поможет?
— Это правда. И нельзя кого-то обвинять в чем-то. Когда ты на высоте восемь тысяч метров, ты должен понимать, что вся ответственность лежит только на тебе. Никто тебе никаких гарантий давать не может. Не зря эту зону называют «зоной смерти». Там человек без оборудования существовать не может, тем более думать о других людях. Но бывает, что и спасают. Недавно моего друга из Малайзии Рави спасли с высоты 8500 метров на Эвересте. Его шерп нес вниз на спине. Но такие случаи очень редкие.
— И что: вы идете, а по обе стороны тропы трупы лежат?
— Сейчас такого уже нет.
— А было?
— В первый раз я взошла на Эверест в прошлом году, уже такого не было. А раньше было — все трупы за всю историю восхождений там и оставались. Но сейчас многие семьи готовы платить за то, чтобы тело погибшего родственника вернули. Трупов стало меньше. Это действительно ужасно, когда ты видишь замерзшее тело, которое лежит, как манекен. Ты знаешь, что человек погиб в 2019 году, буквально перед вершиной, а выглядит так, будто прилег отдохнуть. Я видела его в прошлом году. Еще один лежал в расщелине, почти на вершине, многие его не видят. В этом году увидела еще одного погибшего — буквально в нескольких метрах от четвертого лагеря.
— До вашего бескислородного восхождения на Манаслу еще одна украинская альпинистка совершила бескислородное восхождение на восьмитысячник. Кто она?
— Это Мария Хитрикова. Профессиональная альпинистка и скалолазка. Она в 2011 году поднялась на два восьмитысячника в Пакистане. Затем попыталась взойти на Эльбрус. Во время спуска из-за непогоды группа сбилась с маршрута. Мария погибла. Я о ней узнала всего несколько недель назад.
— Вы понимаете, что тоже можете погибнуть?
— Наверное нет (смеется). Если человек понимает, что может погибнуть, он не идет на такое испытание. Надеюсь на лучшее. ...Моя мама болела раком. И когда буквально за три дня до ее смерти врач сказал, что лекарства больше покупать не нужно, я умоляла его, просила спасти маму, не верила до последней минуты, что случится худшее... Мой мозг отсекает возможность негативного результата.
— Много людей совершают восхождения на Манаслу?
— Очень много. Только от компании, с которой я сотрудничаю, вместе со мной поднимаются 85 альпинистов, не считая шерпов. В базовом лагере палатки есть у всех, а вот в высотных лагерях их уже не хватает, но все продумано: кто-то поднимается, кто-то спускается — своего рода ротация, и разместить удается всех. Манаслу для многих — тренировка перед Эверестом.
Переглянути цей допис в InstagramДопис, поширений Antonina Samoilova | TRAVELING and HIGH GOALS (@tonya.samoilova)
— Когда начинается восхождение?
— 11 сентября поднимаемся к базовому лагерю. Само восхождение планируется на конец сентября — начало октября. Точно никто не знает, будем ловить погодные окна.
— Какое меню у альпиниста в базовом лагере?
— Меню достаточно разнообразно, трехразовое питание, завтрак вполне стандартный — яйца, каша, тосты. На ужин — всегда суп. В рационе много риса и лапши. Также есть карри — курица, овощи. Из моего любимого иногда подают десерт — бананы во фритюре. Это очень вкусно!
— Какая у вас семья?
— Мужа, детей пока нет. Поэтому и скачу по горам. У меня есть брат, сестра, маленький племянник и папа. Папа и брат защищают Украину в рядах ВСУ.
— Какова основная цель вашего восхождения?
— Во-первых, хочу, чтобы на мировой арене высотного альпинизма Украина занимала достойное место. Кроме того, такие восхождения для альпинистов — настоящий pushthelimit — возможность увидеть предел своих возможностей.
Отслеживать ход экспедиции можно будет в Инстаграм по ссылке.