UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗВУКИ МУЗЫКИ

Много лет тому назад в США были проведены интересные исследования. Оказалось, что звуки спокойной мелодичной музыки, которую воспринимает находящийся еще в утробе матери ребенок, стимулируют развитие его мозга...

Автор: Игорь Иванов

Много лет тому назад в США были проведены интересные исследования. Оказалось, что звуки спокойной мелодичной музыки, которую воспринимает находящийся еще в утробе матери ребенок, стимулируют развитие его мозга. Указанные результаты получили название «эффект Моцарта». И с тех пор мелодии классической музыки звучали во многих американских домах, где ожидалось рождение ребенка.

Более того, был изобретен «прэгофон». Этот прибор укреплялся на животе беременной женщины и, так сказать, транслировал звуки музыки и речи ее еще не появившемуся на свет малышу.

Сторонники таких необычных концертов заявляли, что мозг ребенка – это окошко, наиболее раннее и полное открытие которого надо стимулировать. Увлечение «утробной музыкой» имело достаточно большой размах. К примеру, губернатор Джорджии выделил в бюджете штата сто тысяч долларов на приобретение музыкальных кассет, которые дарились будущим мамам.

В 1994 году был опубликован объемный доклад, который подтверждал желательность ранней стимуляции мозга, причем не только музыкальной. Указанный доклад вызвал бум в прессе и способствовал производству всевозможных стимуляторов – от особых игрушек до компьютерных игр для совсем маленьких детей.

Однако многие ученые скептически отнеслись к этому буму. Новые исследования показали, что некоторые виды ранней стимуляции могут оказаться вредными. В частности, попытки искусственно поднять коэффициент умственного развития ребенка (знаменитый IQ) нередко приводят к стрессу. Если мозг малыша длительное время испытывает значительное напряжение, то это может вызвать отрицательные последствия в будущем, например ухудшение школьных успехов.

Нынче достоверно известно, что основное развитие мозга происходит до 5 лет, и это чрезвычайно важный период в жизни ребенка. Так что стимуляция важна, но далеко не всякая. Обычные разговоры с малышами и чтение им детских книжек гораздо полезнее, чем многие технические ухищрения.

Большинство родителей считают, что дошкольники должны знать буквы и цифры. Однако опытные педагоги утверждают, что значительно важнее к моменту поступления в школу выработать у ребенка определенные социальные навыки. Так, весьма существенным является доброе отношение к другим детям и следование указаниям взрослых. Дети, обладающие такими качествами, обгоняют в школе тех, кто пришел в первый класс со знанием букв и цифр. Причем обгоняют не только в освоении чтения и письма, но и во всем прочем. Спокойное детство в обстановке нормальной семьи само по себе дает достаточно стимулов для полноценного развития ребенка, и никакие специальные трюки здесь не нужны.

Правда, в отношении изучения языка интенсивное стимулирование оправдывается. Сразу после рождения малыш способен постичь любой язык. Но уже после шести месяцев идет отбор того языка, который используется чаще. В этой стадии родители еще могут обучить ребенка второму языку, но только если оба языка будут звучать одинаково часто. Если же просто использовать кассеты с записями иностранных текстов, то это не упростит изучение данного языка, когда ребенок пойдет в школу.

Более поздние исследования «эффекта Моцарта» не подтвердили, что музыка может существенно повлиять на развитие творческих способностей ребенка. Вместе с тем оказалось, что благотворное влияние музыки на малыша имеется. Причем оно значительно возрастает, когда ребенок не просто слушает музыку, а с помощью простейших музыкальных инструментов сам ее воспроизводит. В связи с этим многие фирмы США начали выпускать специальные детские музыкальные инструменты.

Недавно Американская академия педиатрии заявила, что детям до двух лет не следует смотреть телепередачи. Ведется изучение влияния на детей компьютеров. Результаты исследований будут опубликованы в ближайшем будущем.

Отмечен еще один важный результат. Чем больше времени малыши проводят вдали от матери, тем они более непослушны и агрессивны. Те, кто 30 часов в неделю находятся в яслях, значительно более болтливы, драчливы и требуют к себе повышенного внимания. Этот результат справедлив для белых и черных детей, для девочек и мальчиков. Причем такие отрицательные последствия возникают не только в яслях, но и при воспитании малыша бабушкой, дедушкой и даже отцом. Только мать обеспечивает оптимальный результат воспитания ребенка. Это еще раз напоминает об отрицательных последствиях работы матерей. Однако данная тенденция набирает обороты (если в 1975 году работали 44% матерей, то в 1999 году – 62%). И в этом заключается одна из важнейших проблем полноценного воспитания маленьких граждан Америки. И решить ее концертами Моцарта, увы, невозможно.