UA / RU
Поддержать ZN.ua

Звонкие переливы мобильных пузырей

Как довести человека до бешенства? Оказывается, это несложно. Достаточно лишь включить громкий зуммер во время обеда...

Автор: Тарас Паньо

Как довести человека до бешенства? Оказывается, это несложно. Достаточно лишь включить громкий зуммер во время обеда. И так — раз пять. А потом, когда человек к зуммеру привыкнет, сменить его на несложную мелодию из трех букв. Пардон — нот. Все это не описание нечеловеческих опытов какого-нибудь последователя незабвенного профессора Павлова. Это суровые будни киевского офисного народа, которому приходится обедать под аккомпанемент рекламы «новых, уникальных мелодий для ваших мобильных телефонов».

Судя по количеству недешевой телерекламы, торговля «мобильным контентом» в Украине стремительно набирает обороты. В конце концов, не только в рекламе дело. Например, в соседней России за прошлый год «мобильно-развлекательных» информационных услуг было предоставлено на 300 миллионов долларов. А в 2005-м прогнозируют что-то около 500—700. У нас точной статистики нет, но сотрудники фирм, пишущие программное обеспечение для такой торговли, говорят о полутора-трех миллионах долларов в прошлом году и больших перспективах удвоения в году текущем.

Чем же еще, кроме уже упомянутых мелодий, могут развлечься счастливые обладатели мобильных телефонов? Разными картинками (цена за одну — от 0,75 до 3 грн.; цветочки и собачки, как правило, дешевле, попки и бюсты — дороже), общением в чатах (0,5—1 грн. за каждую отправленную реплику). А также подбором «партнера для мобильного флирта» — будущее увлечение обойдется вам в 2—5 грн. Но не тешьте себя надеждой так дешево обрести счастье — немало фирм, предоставляющих такую услугу, номер телефона вашего избранника/избранницы оставляют в тайне, и общаться вам придется через портал «посредника», принося ему дополнительную прибыль.

Вообще, таких подводных камней покупатель мобильного контента встретит немало. Даже для того, чтобы закачать «уникальную мелодию», нужно активизировать WAP, о чем реклама мелодий сообщает далеко не всегда. И немало наивных пользователей сначала заказывают шедевр мультимедиа, а уже потом узнают от службы поддержки мобильного оператора о необходимости дополнительных затрат, без которых уже оплаченной услуги они не получат. И действуют, конечно, по принципу «сгорел дом — так пусть горит и овин». Кроме того, можно заказать Java-игрушки (для телефонов, которые Java поддерживают, что также лучше выяснять до покупки игры) и различную «информацию на каждый день» — от курса валют НБУ и прогноза погоды до гороскопа и позиций из Камасутры (интересно, их тоже подбирают на каждый день по гороскопу?). Судя по тем же рекламным роликам, последние две категории имеют неоспоримое преимущество.

Интересно, что абсолютно никакого уникального контента пользователям мобильных телефонов никто не предлагает. Картинки, даже цветные, которые способны выдавать большинство современных мобильных телефонов, настолько далеки от совершенства, что угадать, что на них изображено, удается далеко не с первого раза. Кроме того, все эти «попки и бюсты», не говоря уже о «цветочках и собачках», водятся на просторах Интернета в абсолютно бесплатных архивах гигантских размеров и намного лучшего качества, чем «мобильные картинки». А за час-другой соединения с Интернетом, которое также будет стоить две-три гривни, можно выкачать несколько десятков таких шедевров. При желании можно найти и Java-игры, не говоря уже о курсе валют и прочей Камасутре.

«Но ведь это все на компьютере! Это не прикольно. Теперь прикольно — на мобиле!» — могут воскликнуть адепты нового «медиа». И окажутся неправы. Ведь если уж кто-то жить не может без цветных фантиков на экране своего телефона, то в большинстве случаев можно приобрести такую штуку, как дата-кабель, который соединяет мобилку с компьютером, и качать все что захочешь, перед этим слегка «обработав напильником» для совместимости форматов. Стоимость указанного кабеля — 40—50 гривен. Но столь непростые технические манипуляции для золотой молодежи, которая в основном и пользуется новыми услугами, явно сложноваты. Хотя почему только золотая молодежь? Наслушавшись рекламы, детки и себе начинают требовать не только мобилку, но и картинку: «У всех в классе уже есть, и только у меня-а-а-а...». И никому не нужны кружки «Умелые руки», собственноручно спаянные детекторные приемники и другие пережитки эпохи допотребительского общества. Всякое развлечение должно приносить кому-то прибыль, иначе оно — устаревшее, немодное и вообще никуда не годится.

Значительная часть наших соотечественников, конечно, с удовольствием слушает бородатые басни Жванецкого про «тупых американцев». И при этом мало того, что превращается (если не они сами, то их дети) в рафинированных потребителей, которым чужда минимальная инициатива или технические знания, но еще и потребляет продукт... Как бы так сказать, чтобы никого не обидеть...

Конечно, эстетические вкусы — штука индивидуальная. Но в некоторых случаях, когда отсутствие вкуса у одного человека влияет на окружающие, смолчать трудно. То есть качество «графики» в «уникальных экранных заставках» и оригинальность большинства мобильных игр также, мягко говоря, далеки от желаемых, но все это — проблемы счастливого покупателя этих информационных шедевров, а вот музыкой приходится наслаждаться и его соседям в маршрутках, метро, офисе и т.д. Особенно «услаждают» свой слух, казалось бы, солидные деловые люди, бизнесмены, у которых, в силу рода занятий, с головой (по крайней мере, с той ее частью, которая отвечает за рациональное мышление) должно бы быть все в порядке. Но выходит из дорогого авто прилично одетый мужичок (и вроде бы «мерс» не шестисотый, и прическа нормальной длины), а из кармана у него как заголосит пластиково-бормашинной полифонией целый симфонический оркестр! Это в лучшем случае. Бывают ведь еще и популярные, и народные мотивы...

И тут уже сложно сказать, в чем корень зла — либо в изначальном уровне музыкальной культуры (и просто хорошего вкуса) широких слоев, либо в том, что, кормя такой звуковой бурдой те самые широкие слои, провайдеры контента (мобильного ли, телевизионного ли, или же любого другого) сумели этот самый хороший вкус кардинально испортить.

Бизнес, общеизвестно, всегда ориентируется на нужды потребителя. Но если имеющиеся потребности удовлетворять сложно и, главное, неприбыльно, то всегда есть шанс какие-то потребности создать. Потребность в мобильном контенте, по крайней мере в такой его разновидности, доступной современному пользователю, явно искусственна. В ней заинтересованы производители телефонов, которым надо стимулировать продажу новых аппаратов с цветными экранами, полифонией и т.д. Заинтересованы операторы мобильной связи, сети которых, конечно же, не бесплатно, используются для передачи всей этой мультимедии. Заинтересованы, конечно, и фирмы, эти услуги предоставляющие. И, что неприятно, заинтересованными становятся потребители, начиная верить, что только особое попискивание их мобильника или же особые цветные пятнышки на его дисплее делают уникальными их самих в скопищах городов и городков. А именно на этом обычно и строится реклама мобильного контента, поскольку никакой другой ценности, кроме щекотания потребительского самолюбия, такие информационные продукты чаще всего не имеют.

Конечно, сама концепция мобильного контента — вовсе не тотальное зло. Наоборот, благодаря ей человек может получать немало полезной информации. Автомобилист может мгновенно узнавать о пробках на дорогах, ценитель оперы или кино — получать программу на вечер, а турист — карту чужого города. Но для того, чтобы делать что-то действительно новое и полезное, нужно много думать, вкладывать значительные финансовые ресурсы и, более того, работать. А это трудно. Проще в сотый раз переписать для мобилки что-то про «че те надо?» или «черного ворона» и попробовать промыть мозги поколению очередного популярного напитка, срубив свой небольшой навар из кошельков их родителей.

А рассматривать фотографии, на взгляд профана, следует в альбоме или на откалиброванном компьютерном мониторе. Гонять маленьких зеленых человечков — на том же мониторе. Слушать музыку — на хорошей аудиосистеме или, в крайнем случае, в наушниках. А с помощью мобильного телефона — звонить. Хотя это, конечно, дело вкуса.