UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зотов из рода Мясоедовых

Давно замечено, что великие художники, писатели, музыканты появляются именно в годы великих потрясений...

Автор: Наталья Вареник

Давно замечено, что великие художники, писатели, музыканты появляются именно в годы великих потрясений. Смутные времена 1919 года в Украине заставили одного из талантливейших художников эпохи Серебряного века Ивана Мясоедова отправиться в путешествие по Европе… Сегодня его хорошо знают на Западе, особенно в маленьком Княжестве Лихтенштейн — там он жил и похоронен, в частных коллекциях и государственном музее хранится около 3250 его работ, там о нем написано больше, чем о его отце, известном художнике в Украине и России.

Он одновременно Иван Мясоедов и Евгений Зотов (читай далее) художник и борец (соревновался с самим Иваном Поддубным), писал исторические картины и портреты, служил в белой армии, бежал от Ленина и Гитлера, выступал как гладиатор в римском Колизее.

В Украине мы знаем о нашем земляке совсем немного, имеем около сорока его картин и дом Мясоедовых в Полтаве (ныне там гравиметрическая обсерватория).

Кто же такой Иван Мясоедов?

Переехавший в 1898 году в Полтаву основатель Товарищества передвижных художественных выставок Григорий Мясоедов купил усадьбу в селе Павленки. На полтавской земле он и похоронен.

Его сын Иван Мясоедов в 1912 году окончил Императорскую академию художеств по классу профессора Ф.Рубо — программной картиной «Поход минийцев за золотым руном», местонахождение которой, к сожалению, сейчас неизвестно. Талантливый художник унаследовал от отца незаурядную физическую силу, был одним из сильнейших людей на планете. Как борец, он неоднократно принимал участие в чемпионатах мира.

В 1919 году, когда Полтаву заняли немецкие войска, Иван Мясоедов вместе с женой — итальянской танцовщицей Мальвиной Верничи и маленькой дочерью Изабеллой уезжает в Крым, а в 1921 году навсегда покидает родину. До 1933 года живет в Берлине. Когда к власти пришел Гитлер, художник вновь был вынужден искать себе пристанище. Он переселяется в Бельгию, в Брюссель, а в 1938 году получает разрешение на жительство в Княжестве Лихтенштейн, где и провел немалую часть жизни. Умер он 27 июля 1953 года.

Возможно, творчество Ивана Мясоедова так бы и осталось малоизвестным в Украине, если бы не усилия почитателей его таланта. Один из них — юрисконсульт Адульф Питер Гооп, который основал в Лихтенштейне общество по изучению наследия художника. Эмигрант Иван Мясоедов не раз обращался к услугам юриста, ставшего первым ценителем его картин. В тяжелые времена А.П. Гооп не раз выручал и поддерживал Мясоедова.

Мне посчастливилось встретиться с Адульфом Гоопом во время его посещения Киева.

— Господин Гооп, что вы можете рассказать о неизвестных фактах из биографии нашего земляка Ивана Мясоедова?

— После заключения пакта между Гитлером и Сталиным Иван Мясоедов, боясь, что его выдадут советским властям, направился из Германии в Ригу, где получил паспорт на фамилию своей бабушки — Зотов. Художник боялся за свою жизнь — он воевал в белой армии, поэтому можно догадаться, что его ожидало.

В Лихтенштейне Иван Мясоедов стал известен благодаря католическому священнику Антону Фроммельту, который был ответственным за выпуск почтовых марок. С 1938 по 1945 год Фроммельт был членом Государственного совета, а с 1928 по 1945-й — президентом ландтага, органа самоуправления отдельных земель. Он сразу открыл огромный талант Мясоедова, ценил его и как искусствоведа. По заказу Фроммельта художник создал несколько почтовых марок, которые ныне известны филателистам всего мира.

Судьба эмигрантов не бывает легкой, художник и его семья очень нуждались. Умер он вскоре после отъезда в Аргентину.

Я написал книгу «Профессор Зотов — жизненный путь великого искусствоведа», в которой постарался отобразить многогранный талант художника.

Союзу искусствоведов Лихтенштейна удалось приобрести немало его работ — около трех с четвертью тысяч. Более тысячи полотен находятся в частных коллекциях Лихтенштейна. А в Украине я нашел около сорока неизвестных картин художника.

— В чем проявляется сотрудничество исследователей творчества И.Мясоедова-Зотова из Лихтенштейна и Украины?

— Внуки художника, Михаил и Нанита Модлер, побывали в Украине, на родине художника. В селе Павленки возле Полтавы была открыта мемориальная доска из розового мрамора. Состоялся вечер памяти Ивана Мясоедова-Зотова.

Побывал в Лихтенштейне и украинский искусствовед Анатолий Коваленко, много лет изучающий творчество своего земляка…

…Упоминание о нашем соотечественнике, который посетил Лихтенштейн, заставило меня поинтересоваться судьбой его исследований. Житель Полтавы написал и издал книгу «Иван Мясоедов. Жизнь в творчестве и борьбе». В поисках наследия художника он обратился к известному в Украине меценату барону Фальц-Фейну, проживающему в Лихтенштейне.

В ответ получил воистину королевский подарок: пакет с ксерокопиями графических работ Ивана Мясоедова и два адреса — внука и внучки художника, которые живут за рубежом. Началась увлекательная переписка с потомками Мясоедова. Внук живописца выслал из Мюнхена ксерокопии газет и журналов с публикациями о жизни его знаменитого предка в эмиграции.

Среди других материалов была и книга Адульфа Питера Гоопа. Не зная, жив ли автор, и не имея его адреса, Анатолий Коваленко написал в Лихтенштейн. Так два исследователя нашли друг друга.

Вскоре А.П.Гооп посетил Полтаву, а затем пригласил к себе украинского коллегу. От имени Общества искусств Лихтенштейна Анатолию Коваленко были вручены уникальные марки, выполненные по заказу Великого князя нашим соотечественником Иваном Мясоедовым в 30—40-е годы прошлого века.

Мне удалось встретиться с полтавским искусствоведом и расспросить его о поездке.

— Анатолий Иванович, почему темой ваших исследований стал Иван Мясоедов, который не очень известен в Украине?

— Этот художник принадлежал к тому поколению творческих людей, чьи имена волею судьбы — Октябрьской революции, были вычеркнуты из истории отечественного искусства. Когда я начал заниматься исследованием творчества И.Мясоедова, о нем что-то знали, что-то слышали и не более. Начал работу практически с двух-трех источников, предоставленных мне сотрудниками Полтавского художественного музея.

Узнав о нем больше, я был просто поражен: очень редко один художник может покорить сразу столько дисциплин — он был отличным живописцем, натурщиком, прекрасным монументалистом, миниатюристом, пейзажистом, графиком, гравером и портретистом.

— Есть ли надежда, что творчество Ивана Мясоедова станет широко известным на его родине?

— Сейчас я веду переговоры с Лихтенштейном о втором, расширенном издании моей книги, посвященной творчеству этого замечательного художника. Удалось установить контакт с российскими исследователями жизни Ивана Мясоедова. В результате нашего сотрудничества начались съемки художественного фильма в Москве. В основе его сценария — моя книга о Мясоедове, а сам я выступаю в роли консультанта. Хотелось, чтобы украинские кинорежиссеры тоже заинтересовались этим человеком с необычной судьбой. Чтобы на родине Ивана Мясоедова-Зотова люди как можно больше узнали об этой уникальной личности…