UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖОАО АВЕЛАНЖ: ЖИЗНЬ И ФУТБОЛ НЕРАЗДЕЛИМЫ

Среди множества рекордов, зафиксированных в футболе, один стоит на особом счету. Он не был установ...

Автор: Шалва Шалолашвили

Среди множества рекордов, зафиксированных в футболе, один стоит на особом счету. Он не был установлен в каком-либо конкретном матче и, тем не менее, имеет самое прямое отношение к этой популярнейшей игре на нашей планете. В частности, к истории мировых чемпионатов. До нынешнего лета у рекорда был один автор - француз Жюль Риме, который руководил Международной федерацией футбола с 1921 по 1954 год. За период его президентства ФИФА провела пять мировых первенств. Сейчас совладельцем этого уникальнейшего достижения стал бразилец Жоао Авеланж. Он возглавил крупнейшую в мире спортивную организацию в 1974 году, и под его непосредственным руководством за этот период было проведено пять турниров самого высокого ранга.

За два дня до начала чемпионата мира-94 в США на 49-м конгрессе ФИФА, проходившем в чикагском отеле «Шератон», Авеланж был переизбран на новый четырехлетний срок - шестой по счету, - и у него появился шанс обойти Жюля Риме.

- Рекорды - не мое дело. Пусть их бьют сами футболисты. Например, как это сделал русский Олег Саленко, первый забивший пять мячей в одном матче в рамках чемпионатов мира. Из таких маленьких чудес и делается история нашей великой игры. Что же касается меня, то я счастлив, что заслужил честь быть в одном ряду с Жюлем Риме - человеком, которому обязан каждый, кто любит футбол. Свои президентские полномочия я сдам на очередном конгрессе ФИФА накануне открытия чемпионата мира-98 во Франции.

Жоао Авеланж не считает, что он был переизбран, поясняя: «Меня избрали президентом ФИФА один-единственный раз - в 1974 году, когда я победил на выборах моего предшественника англичанина Стэнли Роуза. Тогда я стал первым неевропейцем, возглавившим ФИФА. С тех пор я никогда и никуда не выставлял свою кандидатуру. Каждый раз меня просили остаться на этом посту руководители континентальных конфедераций и национальных футбольных федераций. Так было и в этот раз. Год назад меня снова попросили остаться, и я согласился».

В нынешнем году кое-кто стал сомневаться в непоколебимости позиций Жоао Авеланжа. Серьезный удар по репутации этого могущественного человека нанес его конфликт с не менее великим соотечественником, «королем футбола» Пеле. Президент ФИФА не пригласил лучшего футболиста всех времен и народов в Лас-Вегас на церемонию жеребьевки участников чемпионата ми-ра-94. Таким образом Авеланж выразил свою неприязнь к Пеле, когда тот открыто обвинил президента Бразильской конфедерации футбола Рикардо Тейшейру в коррупции. Возможно, этот факт Авеланж не принял бы столь близко к сердцу, не будь Тейшейра... его зятем. Несправедливое отношение к Пеле возмутило даже самых приближенных к президенту ФИФА людей.

С тех пор у президента ФИФА Авеланжа противников прибавилось. Пошли слухи, что УЕФА во главе с ее руководителем, шведом Леннартом Юханссоном на конгрессе ФИФА в Чикаго выдвинет свою кандидатуру. Против Авеланжа были настроены также конфедерации Африки и Азии. Первая за то, что ее лишили возможности организовать у себя сначала чемпионат ми-ра-94, а затем и турнир 1998 года. А вторая - потому, что не смогла заполучить третью путевку в США. Во всех бедах обвиняли Авеланжа. Понимая, что на предстоящих выборах можно не досчитаться львиной доли голосов, Авеланж предпринял ход, который в корне изменил ситуацию в его пользу. Сперва он пошел на перемирие с Пеле, а затем неожиданно объявил о своем решении увеличить число участников чемпионата мира-98 с 24 до 32 команд. Таким образом, президент одним выстрелом убил нескольких зайцев. И на выборах он снова оказался вне конкуренции.

- Те, кто думают, что я успел ухватиться за спасительную соломинку, ошибаются. Вовсе я не боялся соперников. Даже если бы знал, что за меня подадут всего один голос, все равно не отказался участвовать в выборах.

Бытует мнение, что первых врагов Жоао Авеланж нажил себе после того, как настоял на проведении чемпионата мира-94 в США. Его обвинили в том, что он, сделав ставку на Штаты, коммерцию поставил выше интересов футбола. Обозреватели с иронией заметили, что «доктор Авеланж» поменял футбол на кока-колу. По этому поводу президент имеет свою точку зрения:

- Девиз, которому я следую с первого дня моего президентства: «Мяч должен катиться быстрее, чем вертится земля». Иначе говоря, на нашей планете не должно остаться места, где бы не играли в футбол. Я не мог смириться с тем, что такой огромный регион, как Северная Америка, живет вне футбола. Я мечтал о том времени, когда здесь можно будет провести мировое первенство. Только этим можно и объяснить мой выбор. И я об этом никогда не буду жалеть. Турнир в США был организован превосходно и превратился в величайший праздник.

По завершении американского чемпионата в прессе сообщалось, что он оказался самым «дорогостоящим» в истории, и ФИФА пополнило свою казну более чем на сто миллионов долларов.

- ФИФА - одна из самых могущественных организаций в мире. В 1974 году она объединяла около ста стран. Сейчас эта цифра возросла ровно вдвое. 20 лет назад ФИФА проводила всего два соревнования - чемпионаты мира и Олимпийские турниры. Сейчас их девять, включая чемпионаты юношей и юниоров, по женскому футболу и чемпионаты для залов. Без солидных средств невозможно организовать эти соревнования. Авеланж искал деньги и находил их. Именно в 1975 году заключил первый контракт с «Адидасом», деньги которого пошли на развитие футбола в Африке и Азии. Этот контракт истекает в 200С году. Так что о благополучии футбола он думал еще 20 лет назад. Сегодня ФИФА тесно сотрудничает с 12 мощнейшими спонсорами, и футболу обеспечено будущее.

По словам Ж.Авеланжа, сегодня ФИФА - крупнейшее в мире предприятие, и оно продает свою продукцию - футбол - по самой выгодной цене. «Тот, кто не будет об этом помнить, подвергнет футбол опасности. Почему я настаиваю на проведении чемпионата мира 2002 года в Азии? Во-первых, это будет первый турнир такого ранга на этом континенте. А во-вторых, своим спонсорам я открываю рынок в 450 миллионов покупателей. В выигрыше останутся и футбол и коммерция».

- Сегодня нашим видом спорта занимаются более 200 миллионов человек. Если учесть, что средняя семья состоит из пяти человек, то около миллиарда людей имеют отношение к футболу - пятая часть человечества. В этом сила и власть нашей игры, уверен, с годами она будет притягивать к себе все больше и больше людей, - считает Авеланж.

В свои 78 лет он истово служит футболу. За время своего президентства он побывал во всех странах-членах ФИФА, провел 17000 часов своей жизни в самолете, по 300 дней в году не бывал у себя дома в Рио-де-Жанейро. Ему, как он уверяет, никогда не бывает жарко или холодно, он может обойтись

В детстве Авеланж, как всякий бразильский мальчишка, бредил футболом. Он играл за юношескую команду знаменитого клуба «Флуминенсе», в 16 лет был чемпионом Рио. Затем по совету отца занялся плаванием, а чуть позднее увлекся водным поло. Был чемпионом страны и Панамериканских игр, участвовал на Олимпиадах 1936 года в Берлине (плавание) и 1952 года в Хельсинки (водное поло). Он окончил французский колледж в Рио-де-Жанейро и юридический факультет в университете своего родного города. С 1958 по 1974 год был президентом Бразильской конфедерации спорта. За этот период национальная сборная по футболу трижды становилась сильнейшей в мире. На вопрос, какой из прошедших чемпионатов ему наиболее памятен, Жоао Авеланж отвечает:

- Чемпионат мира 1974 года в ФРГ. Для меня он был первым в качестве президента ФИФА, хотя его организация проходила под руководством Стэнли Роуза. Каждый последующий чемпионат мне также по-своему дорог. Но особенно последний, в США. В мой двадцатый год на посту президента ФИФА соотечественники преподнесли мне самый желанный подарок - четвертый чемпионский титул для Бразилии. Исполнилась еще одна моя мечта.

Авеланжу неоднократно приходилось слышать, что нулевой финал несколько омрачил американский чемпионат, и формула соревнований требует совершенства. Он очень осторожно относится ко всем переменам, хотя и считает, что выявление чемпиона в серии пенальти - не лучший способ: «Но к этому моменту мы не располагали ничем другим. Хотя послематчевые пенальти - это также частица футбола. Но я против радикальных перемен в правилах игры. Футбол - это столетнее дерево. Он развивается по-своему, у него свои принципы жизни, свои правила игры. К ним надо относиться бережно, - иначе загубишь дерево», - считает президент ФИФА Жоао Авеланж.