UA / RU
Поддержать ZN.ua

Жизнь по целевому назначению? Украинцы о будущем

Современные социологические исследования свидетельствуют, что наши граждане не планируют долгосрочных стратегий будущего...

Автор: Ирина Кириченко

Современные социологические исследования свидетельствуют, что наши граждане не планируют долгосрочных стратегий будущего. Более того, многолетняя зацикленность на проблемах семьи, здоровье и обеспечении более-менее стабильного благосостояния — это не просто проблема каждой отдельной семьи, это история социальных страхов целого общества и неуверенного, зависящего от произвола власти или окружения самоощущения индивида в социуме. А планировать будущее на годы вперед помогает социальный интерес к жизни, прагматическая гибкость сознания, что и отводит гражданину достойное место в обществе.

Будущее на вырост

Киевский международный институт социологии провел социологическое исследование «Видение жителями Украины своего будущего». Характерно, что часто задумываются о своем будущем только 59,1% граждан, никогда — 6,2%. Респонденты, которым за пятьдесят, немного меньше думают о своем будущем по сравнению с младшими возрастными группами, и это странно, поскольку они находятся в весьма продуктивном для профессионалов возрасте. Украинцы в своем большинстве не заглядывают далеко в будущее: так, несколько месяцев или лет вперед пытаются представить 47% опрошенных, исключительно завтрашний день — 32,6%, период в несколько десятков лет — 10,6%. Тем не менее 51,9% смотрят в будущее с оптимизмом, 20,2% видят его таким же, как и сегодняшний день, а завтра кажется хуже чем сегодня 15,1% граждан. Признали, что у них уже нет будущего, — 2,7%.

Характерно, что для 71,7% людей самой важной в будущем сферой является семья, дальше идет здоровье — 67,5%. Интересно, что деньги, материальное благополучие считают значимыми в будущем 47,2% респондентов, работа и карьера оказались важными в будущем только для 18,5% респонден­тов — а это значит, что большинству украинцев все же приходится выживать за счет рабочих мест (где они есть вообще), где платят преимущественно не за квалифицированный труд. К тому же оптимизм таких людей обусловлен в основном патерналистскими настроениями. Незначительная роль в стратегии будущего образования и обучения (за них выступают только 3,7% опрошенных) также не способствует будущим успехам в работе.

— Мы спрашивали у людей, от кого, по их мнению, зависит их будущее, — рассказывает директор по консалтингу КМИС Дмитрий Кракович. — Оказалось, что более 50% молодежи (в возрасте 18—29 лет) считают, что будущее зависит от них лично. Такое же мнение разделяют 38% людей среднего возраста (30—49 лет) — наверное, у них уже есть определенный опыт разочарований. Среди людей постарше полагаются на себя только 20%, остальные — на государственный патернализм. Надо сказать, для пожилого человека в современных условиях потеря работы является фатальной.

Интересно, что обычному украинцу деньги и даже здоровье обычно нужны не как капитал, а с какой-то конкретной целью. В открытых интервью мы часто слышали, например, следующее: «Мне нужны деньги для того, чтобы вступить в брак» или «Я лечусь, чтобы родить ребенка». Трудоголикам-американцам наши люди кажутся вообще какими-то расслабленными. В Соединенных Штатах ценность работы очень высока. А наши люди в современных условиях выдвигают такой аргумент: «Как бы я ни работал, квартиру все равно не куплю».

Кстати, 22,9% респондентов признают, что для достижения желаемого для себя будущего делают достаточно, но могли бы делать и больше. Признали, что вкладывают в свою будущую перспективу все, что в их силах, 60,4% респондентов.

Оказалось, что украинцы весьма чувствительны к проблемам будущего человечества, и это выводит их за пределы «хаты с краю цивилизации»: ведь среди глобальных изменений в мире, которые могут оказать содейст­вие осуществлению желаемого для них будущего, 50,7% из опрошенных называют улучшение экологии Земли, 48,2% — преодоление голода, бедности, болезней. Часто среди ценностей будущего отмечали также и улучшение взаимопонимания между людьми (43,8%), уменьшение количества конфликтов и войн (33,4%). Однако, как и всегда в нашей стране, которая еще не избавилась от постсоветского феодализма, развитию науки и техники отдают должное только 14,8% опрошенных.

Предчувствие будущего

Будущее — категория системотворческая. Готовить себя к будущему — означает творить и развиваться, развивая при этом окружающий мир.

— Проблему будущего следует рассматривать с точки зрения наличия в Украине социального капитала, — считает заведующий отделом социальных экспертиз Института социологии НАНУ доктор экономики и социологии, профессор Юрий Саенко. — Соци­аль­ный капитал — это уровень солидарности граждан, способности самоорганизованно провести определенные общие действия или создать общие инс­титуты. В 80-х годах американцы, чтобы не загрязнять окружающую среду и уменьшить поток автомобилей на трассах, издали закон, согласно которому за сто километров до Нью-Йорка с водителей, которые не везут хотя бы двух пассажиров, взимался штраф — пос­ле этого в город вместо трех автомобилей въезжал один. Люди, ехавшие в город на работу, сами организовывались в группы и определяли места встре­чи. Это пример самоорганизации.

В нашем мониторинге нас интересовала часть респондентов (в процентах), согласных принимать участие в общественно полезных акциях. Помо­гать инвалидам молодежь соглашается за определенную плату, а пожилые люди — бесплатно. Так же и с организацией досуга, участием в обеспечении правопорядка, в озеленении и упорядочении территории. Моло­дежь наиболее меркантильная часть нашего населения. И это не прагматика, а рвачество. Прагматично — найти деятельность или дело, в которое можно что-то вложить и получить максимум дохода, если человек сам выбирает самый эффективный вариант. Молодому же рвачу нужно все и сразу, словно он живет последний день.

Интересно сравнить, как планируют свою жизнь люди, живущие на Востоке и на Западе Украины. Гори­зонт планирования своей жизни на За­паде составляет четыре месяца, а на Востоке — шесть. Связывают свои интересы с будущим Украины 61% жителей Запада и 59% жителей Востока. Вернуться к плановой советской экономике желают 19% жителей Запада и 34% Востока. Значительное различие между жителями Запада и Востока наблюдается в оценке своей гражданской ценности: с тем, что государство никогда не должно нарушать права и свободы граждан, соглашаются 70% первых и только 58% вторых. С тем, что Украина должна равняться на развитые страны Западной Европы, согласны 71% жителей Запада и только 18% — Востока.

Тревожно, что с зависимостью уровня жизни каждого гражданина от его собственного труда соглашаются только 20% жителей Запада и 12% Востока. Патерналистское советское государство зомбировало народ, уничтожив человека-мастера, уважение к собственнику, интеллигенцию. Модель жизни подавляющего большинства наших людей — это страх перед государством и протянутая рука. К тому же за Днепром все еще не видят Запада, а Россия — рядом.

В видении будущего современным украинцем сталкиваются несколько тенденций. В менталитете украинца укоренилось архетипное представление о цикличности будущего. Все очень просто: летом будем готовить варенье — зимой будем пить чай с ним. Старый анекдот: «Почему вы не строите баню? — Мы в озере купаемся. — А зимой? — Да сколько там той зимы?».

На смену созерцательному восприятию пришло плановое: сверху нам все спустят. Будущее свелось к планированию, и это переросло в четкое представление о своей перспективе: школа, институт, работа, зарплата, квартира, очередь на мебель... Чтобы сделать карьеру, нужно вступить в партию. Не жизнь, а сплошной регламент. Советская действительность — это была мягкая модель тюрьмы.

Третья модель жизни — модель неопределенного будущего. Старшее поколение живет по инерции. Родители современных молодых людей ушли в заробитчанство. Детей воспитывают компьютер и телевизор, и еще «однорукие бандиты». В сознание западного человека четко впечаталась модель порядка. Мы этого лишены. Порядоч­ные родители пытаются дать своим детям определенные базовые ценности, однако большинству из них они кажут­ся абстрактными: ну работают родители на каких-то фирмах... Интересными для них сегодня являются ценности инструментальные, модные, разрушительные. Неопределенная реальность размывает систему ценностей.

В социологии есть такой показатель: «Как люди адаптируются к новым условиям жизни». Молодежь вроде хорошо адаптируется. Но ведь нужно спросить: а какие это условия? Быстрое зарабатывание денег, получение зарплаты в конверте — это перспектива необеспеченного пенсионного будущего. Это и неопределенная модель жизни, и искаженное о нем представление. Преимущественно в этой модели и живет молодежь. Украинское село живет по архетипной и плановой моделям, а город — в суррогате между планом и неопределенностью.

Украинский социум — это постгеноцидное, постимперское, постчернобыльское, постсоветское, посткучмовское сообщество, которое стоит спиной к будущему. После Майдана была надежда, что наша нация стала «обществом новых шансов», но мы снова вернулись к «обществу старых и сомнительно новых ценностей». Всем нам нужно срочно искать сферы общей общенациональной деятельности — объединяться во взаимодействии, работать на изменение национального общего сознания, выполняя общественно-государственную программу украинизации национального сознания. Будущее нужно проектировать.

С философского взгляда, проект будущего — это поиск новой целостности, которая где-то там — за горизонтом, это поиск нового социального порядка. Проектирование будущего — это преобразование какофонии неопределенности в стройную определенность, которая в свою очередь порождает новую неопределенность. Это попытка уменьшить чувство абсурда, которое Альбер Камю определяет как «разлад между человеком и жизнью, его окружающей»... По Камю, «чувст­во абсурда возникает не из простого рас­смотрения единичного факта и не из отдельного впечатления, а высекается в процессе сравнения существующего положения вещей с определенного рода действительностью». Камю словно нашел одну из формул жизни: «Че­ловек, потерявший надежду и осознавший это, перестает принадлежать будущему». Цель проекта будущего заключается в том, чтобы заполнить время и пространство инновационной событийностью — вехами решений, принятых сегодня.