UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖЕСТОКОСТЬ И ПОКАЯНИЕ

В последнее время мы много рассуждаем о жестокости и покаянии, рассматривая эти категории как в философском, так и в социальном, сугубо прикладном плане...

Автор: Павел Позняк

В последнее время мы много рассуждаем о жестокости и покаянии, рассматривая эти категории как в философском, так и в социальном, сугубо прикладном плане. Астрологи предсказывают, что скоро закончится неблагополучная эпоха под знаком Рыб и начнется положительная, много доброго обещающая эпоха Водолея. Но при всем уважении к знакам Зодиака и даже верой в их влияние на судьбы человечества так и хочется отойти от предсказаний и углубиться в историю, в то, что уже бесспорно состоялось. Не найдем ли там какие-то подсказки для понимания проблем?

Ах, как любил каяться царь Иоанн IV, он же Грозный! Не только после массовых расправ с населением, скажем, Новгорода, когда людей после пыток, всех подряд - стариков, женщин, детей сбрасывали с моста в реку, добивая баграми, и счет шел на многие тысячи, и после казней своих вчерашних друзей и сподвижников, и даже родного сына. Он рыдал от горя и молился, и каялся, каялся. Синдром раскаяния у Иоанна Васильевича был настолько развит, что он просил даже похоронить себя в иноческом облачении…

А не обуревали ли порывы покаяния Петра I - после казни стрельцов, судилища над своим сыном и во многих других случаях. Даже Анна, прозванная небезосновательно Кровавой, время от времени впадала чуть ли не в сентиментальное раскаяние.

Жестокость неотрывно сопровождала человечество от древнейших времен до наших, совсем недавних… Из личных воспоминаний кровавых 1937-1939 годов. Один мой дядя, учитель, уже был арестован, за вторым, тоже учителем, пришли чуть позже. Предъявили ордер, произвели обыск, предложили следовать за ними. Все довольно корректно.

Растерянная, потрясенная бабушка попыталась дать сыну что-то из еды, книгу, но энкаведисты спокойно заявили: «В советских тюрьмах все есть, не беспокойтесь»… Мне по малолетству подумалось - действительно, ведь не в царскую тюрьму забирают, в которой бедному Ленину, например, приходилось писать молоком и из хлеба лепить шахматные фигурки, чтобы как-то коротать время. У нас ведь не так должно быть!

Уже позже тете, жене дяди Павла удалось передать в тюрьму смену белья и забрать, видимо, по недосмотру охраны, старое. Покрытое сплошной коркой засохшей крови.

Бабушка, кстати дочь священника, убедившись, что ни от Калинина, ни от Крупской, ни от других ответа на письма, жалобы и просьбы не дождется, стала молиться. Но и Бог молчал. Где ей тогда было знать, что выполняется указание самого главного, земного бога - Сталина об уничтожении украинской интеллигенции и почти полный состав учителей нашего села никогда не вернется домой. В отчаянии она дошла до богохульства…

С точки зрения правителей жестокость почти всегда бывает оправдана. Не очень они задумываются над словами классика литературы о том, сколько стоит единственная слеза единственного ребенка. Что же, и мы иной раз закрываем глаза на слишком жестокие меры. Не издай в свое время Сталин памятный приказ «Ни шагу назад», карающий смертью каждого отступившего перед во много раз превышающими силами врага, кто знает, как бы все сложилось в дальнейшем. Ведь тогда, чтобы остановить гитлеровские танки, мало было гранат и надолбов, под гусеницы бросали человеческие тела. По принципу - не хочешь быть храбрым - заставим, не хочешь стать героем - научим.

Философия жестокости подкрепилась тезисом: кто не с нами, тот против нас. Как все предельно ясно! А кто подразумевался под емким понятием «нас» - правитель или так называемый хозяин страны - пролетариат - разве это столь важно?

Жестокость рождалась и утверждалась идеологией правящих, но зависела она и от уровня цивилизованности всех прослоек общества.

Характерно, что не религиозные догмы, провозглашавшие «не убий», определяли уровень этой цивилизованности, несмотря на всю огромную значимость религии для общества. Не потому ли, что существовала такая отдушина, как покаяние? Тем более, что определялась она не искренностью, а скорее размером материального подношения принимавшему покаяние. Исстари известен чуть ли не единственный случай действенного покаяния. Вступая с риском на престол, Елизавета дала слово покончить с пытками и смертной казнью. И сдержала его. А кто еще?

Своего рода покаяние приносил Хрущев, развенчивая культ личности Сталина. Покаяние провозгласил и глава Российской Федерации при перезахоронении останков царской семьи в Петербурге. Но покаяние у обоих получилось вообще, дескать, не наша прямая в этом вина, потому и звучало неубедительно.

Конечно, жестокость должна когда-нибудь исчезнуть. Ведь она не в природе живых существ вообще, не говоря уж о человеке. Но не под предлогом возможности замолить свои грехи покаянием. А потому, что она противоестественна. Ошибается тот, кто объясняет озлобленность людей одной экономической нищетой. Для этого достаточно вспомнить годы минувшей войны, самопожертвование людей во имя совсем незнакомых собратьев - и на фронте, и в тылу, и на временно оккупированной врагом территории. Жестокость прежде всего порождается нищетой духовной. Об этом красноречиво свидетельствует вся история.

Что же, подождем эпоху Водолея? Или сами поможем ей наступить раньше?