UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖЕМЧУЖИНА ХАРЬКОВЩИНЫ

Откуда есть пошли в Украине такие распространенные сегодня клен, акация, шелковица, платан? До недавнего я как-то не задумывалась над этим вопросом...

Автор: Антонина Мазница

Откуда есть пошли в Украине такие распространенные сегодня клен, акация, шелковица, платан? До недавнего я как-то не задумывалась над этим вопросом. И может быть, так и осталась бы в неведении, если бы не поездка в Краснокутский дендрологический парк.

Краснокутск — небольшой районный центр на Харьковщине. На весь район приходится немногим более одного процента населения области. Его расположение необычно, словно кто-то взял и отмерил 100 километров от Полтавы, Сум и Харькова и на пересечении линий построил небольшой провинциальный городок. Здесь свой уклад, быт, привычки и история. Официальные летописи гласят, что переселенцы с Заднепрянщины — казаки Корсунского полка после битвы под Берестечком в 1651 году — поселились на холмах вдоль речки Мерло. Эта дата и сегодня считается временем основания Краснокутска. Первоначально город называли Красный Кут — живописный уголок. Природа этого края действительно неповторима — красивые ландшафтные озера, родники, леса. В районе есть даже… поющие террасы. Их построили, чтобы защитить склон оврага от сползания грунта, а фруктовые деревья — от ветров. Первоначально террасы ничем не отличались от подобных сооружений, но то ли для их укрепления применили какую-то особую глину, то ли еще что повлияло. Но когда поднимается ветер, слышна музыка — террасы поют. Звук необычный, переливающийся.

До наших дней на Краснокутщине сохранились казацкие традиции. В небольшом селении Мурафе нет улиц с традиционными названиями — Ленина, Молодежная, Садовая. У мурафовцев свой отсчет, как было и при прадедах, — Первая сотня, Вторая, Третья. И они стойко хранят свои традиции. В свое время в Мурафу не зашел Махно, обошел стороной. Нынешние власти подтверждают — нравы у казаков еще те...

Недалеко от Мурафы — Колонтаев. Поселок граничит с Полтавской областью. Это уже не казачья станица, скорее гуляй-поле. Густой лес, соединяющийся с Сумским, а на окраине растет дуб. Его посадил еще Петр Первый, остановившись на отдых во время битвы со шведами и пораженный красотой этих мест.

А Краснокутский дендропарк — один из самых старых дендропарков Украины — называют жемчужиной. Заложен он на месте Краснокутского Петропавловского монастыря, который был через три года построен переселенцами из Корсуня. Мужской монастырь построили после основания Красного Кута. Простоял он 100 лет, а по приказу Екатерины Второй был закрыт. Немногим позднее Екатерина подарила земли Назару Александровичу Каразину. По тем временам это был необычайно образованный человек, знал пять языков. Во время войны с Турцией прославился как великолепный разведчик. Основателем парка считают его сына Ивана Назаровича. Хотя есть версия, что закладку парка мог начать и второй сын — Василий Назарович Каразин, основатель Харьковского университета. Но как бы там ни было, Иван Назарович успел сделать для парка много, а когда преждевременно умер в 56 лет, работу продолжил его сын Иван Иванович.

Каразины были первыми акклиматизаторами Украины. Из Японии, Китая, Америки, Канады, Франции, Германии и других стран они завезли до 600 видов редких растений, 50 из которых до этого в Украине не произрастали, среди них — клен, акация, платан, софора. Прижившись в Краснокутском дендропарке, они начали свое путешествие по всей стране.

В годы Великой Отечественной войны дендропарку был нанесен величайший ущерб. Множество экзотов вырубили, парк зарос малоценными породами. К 1957 году количество видов деревьев и кустарников уменьшилось до 180. На сегодня в парке присутствует 353 вида флоры и 29 — фауны.

При входе в заповедник посетителей встречают ласковые и любопытные лани — Калинка и Красунька, и софора японская. Впервые этот вид был завезен в парк в 1809 году. Рядом — рябина ликерная и пробковое дерево. Каразины первыми в Украине начали прививать деревья. В начале осмотра можно увидеть привитую форму — рябина обычная, форма плакучая. Возле рябины, завезенной из Америки, куст лианы. Далее канадские ели, барбарисы, китайский ясень, можжевельник виргинский, в 1809 году завезенный из Америки. Вот карандашное дерево — из названия ясно, на что шла его древесина. Специалисты говорят, что деревья надо высаживать возле дома, они вечнозеленые и очень хорошо очищают воздух. Большая стройная пихта лула, посаженная еще Каразиными, растет и поныне. Из высоких пихт сибирских — недаром их называют мачтовыми деревьями — Петр Первый делал мачты для своих кораблей...

В парке особый микроклимат: местность защищена высокими деревьями. Поэтому культуры, привезенные из-за рубежа, и не гибнут. Пример тому, гинкго двухлопастное, которое еще называют деревом счастья. Хотите попробовать? Прислонитесь к стволу и загадайте желание. Эти деревья могут жить до 2000 лет. Они росли еще при динозаврах, потом исчезли. Затем их дикий вид нашли в Китае и распространили. Древесину гинкго можно вымачивать, поджаривать и есть — в ней очень много крахмала. Ценна эта порода и для косметологов и фармацевтов.

Где-то в середине осмотра экскурсоводы замедляют шаг. На небольшой площадке, со всех сторон окруженной деревьями, похоронены отец и сын Каразины. На могиле Ивана Ивановича Каразина слова его друга Александра Кони: «Здесь нет оград и вычурных крестов, полно все величавой простоты, и прах детей, и прах отцов с любовью взят родной землей. Чудесный сад шумит кругом, вещая непрерывность жизни. И смерть является лишь сном, средь дорогой для них Отчизны».

Напротив памятника красуются смерека и платан западный, в народе его называют бесстыдницей. Впервые в Украине он поселился именно здесь.

…Сказочная красота природы и окруженный озером кусочек земли, где деревья, белки, скамеечка — Остров влюбленных придумали еще Каразины. Проникнуть на остров можно, пройдя по арочному мостику. Когда влюбленные заходили, мостик поднимался. Влюбленные оставались наедине с собой и с природой.

В дендропарке несколько озер. В прозрачной воде видно, как гуляет рыба. А как красиво цветут лотосы — красный, розовый, лимонный, кремовый! Это уже приобретение наших дней, подарок Владимира Котляра с Харьковщины. Четыре вида лотосов уже успешно прижились, пережили зиму. Обещал еще и белый.

Красный Кут сжигали дважды. Монастырь не смог взять никто. Монахи передвигались по подземным ходам, брали в источниках воду. Подземная часть монастыря и 18 километров подземных ходов сохранились до наших дней. Каразины использовали их под оранжерею, выращивали цитрусовые. Впервые в Украине здесь было проведено паровое отопление, сохранившееся до сегодняшних дней. Сбереглись и террасы, где рос виноград, — около 20 сортов.

* * *

Краснокутщина — идеальное место для отдыха. Создать нормальную инфраструктуру — и она могла бы привлечь отечественного и зарубежного туриста. А пока у парка вполне обыденная задача — просто выжить. Как-то держаться за счет средств, заработанных на ягодниках, от продажи саженцев. Этого хватает лишь на зарплату сотрудникам, штаты которых крайне урезаны... Нужны регулярные вливания, если не на развитие, то хотя бы на поддержку того, что удалось сберечь.

Находясь в этом изумительном месте, где мирно раскачиваются деревья ледникового периода, зримо понимаешь цену делам предшественников. А что мы оставим своим потомкам?