UA / RU
Поддержать ZN.ua

Здравствуйте! Я ваша няня

Мама 2-летнего малыша: — Я планирую выходить на работу и думаю, с кем оставлять ребенка: с няней, моей мамой или отдать в садик...

Автор: Светлана Ройз

Мама 2-летнего малыша:

— Я планирую выходить на работу и думаю, с кем оставлять ребенка: с няней, моей мамой или отдать в садик.

— В каких вы отношениях с мамой?

— Да ни в каких. Ссоримся все время…

— А какая основная причина ссор?

— Воспитание Даньки.

Мама мальчика 4 лет:

— Я так устала, он совершенно меня не отпускает.

— Скажите, а у сына был опыт, когда он оставался без вас?

— Нет, что вы! Он все время со мной. Он же может удариться, упасть.

Мама 3-летней девочки:

— Она не хочет ходить в садик. Требует Верочку (няню). Вера приходит в садик и сидит, караулит ее возле группы. Вера так ее любит. Но ведь девочка должна ходить в садик, правда?

— Ну, как я своего ребенка кому-то доверю. И чужой человек в доме — придется все запирать.

Очень часто на психотерапевтических приемах мне приходится говорить молодым мамам: вам сейчас просто необходимо найти помощника. Кто это будет — родственники, приглашенный человек — все равно. Но только при условии пусть небольшого, но переноса ответственности, хоть небольшого, но отдыха, вы сможете восстановить силы. Физические и психологические. Так называемый «синдром эмоционального сгорания» — диагноз, к которому предрасположены все родители малышей, руководящие работники, психологи и преподаватели. Это состояние, когда уже нет сил, да и желания радоваться, когда возможны резкие перепады настроения, вспышки агрессии, когда уже не понимаешь, что нужно делать. И хочется на необитаемый остров, хоть на часок. Если мы себя довели до такого состояния, мы уже не продуктивны ни как родители, ни как партнеры, ни как специалисты. И, конечно, наше состояние передается и малышу.

…Итак, мы ищем помощника — им будет либо человек, берущий на себя хозяйственные хлопоты, либо няня, либо, по возможности, и тот, и другой. Следует знать, что няня — человек, который обеспечивает квалифицированный уход за малышом до года. После года — человек, занимающийся с вашим ребенком, будет называться гувернер или домашний воспитатель. Помните, «короля играет свита». И тот, кто находится рядом с ребенком, отражает и его статус. Правда, когда рядом няня, можно вести себя как несмышленыш? Но если рядом с тобой «домашний воспитатель», то и ощущение значимости повышается.

Няню лучше искать за несколько месяцев до рождения ребенка. Тогда адаптация ребенка и родителей к новому человеку, да и самой няни к семье произойдет быстрее. И мама, вернувшись из роддома, почувствует себя уверенней, если рядом будет опытный помощник. После года ребенок расширяет круг своих возможностей и расширяется круг его интеллектуальных, эмоциональных, воспитательных потребностей. Помочь разобраться в том, что нужно нашему взрослеющему человечку, может домашний воспитатель или гувернер.

На приеме мама с 4-летним мальчиком.

— Боря всегда был очень общительным. Ходил с удовольствием в детский сад. Но вдруг стал нервным, начал закатывать истерики. Не отпускает меня, говорит, что хочет быть со мной, чтобы со мной ничего не случилось.

Мы с Бориной мамой много говорили об эмоциональном фоне в семье, об окружении мальчика. По ощущению мамы, все было спокойно. Через несколько месяцев она призналась, что им пришлось уволить помощницу. Гувернантка — пожилая женщина (около 70 лет), оставаясь наедине с ребенком, рассказывала истории о детях, которые по разным причинам оставались без родителей. О том, что часто с мамами и папами что-то случается. При этом она взяла слово с мальчика ничего родителям не рассказывать. И тот молчал. И боялся.

К счастью, такая Мэри Поппинс исключение. Но мы должны четко осознавать, что выбираем окружение для своего малыша. И несем за этот выбор ответственность.

На приеме с 5-летним мальчиком:

— Помогите, я уже не знаю, что с ним делать. Он и умный, и нежный, но иногда в него как будто бы что-то вселяется, ребенок замыкается, становится злым, агрессивным. Меня бьет.

— Простите, я вижу, что вы не мама Стаса. Кем вы ему приходитесь?

— Я дневная няня — с 10 утра и до 20 часов, потом приходит ночная няня.

— Когда чаще всего возникают вспышки агрессии у мальчика?

— Когда я прихожу и в течение дня.

— А кто находится с ним до того времени, как вы приходите?

— Как кто? Родители.

— Сколько Стас проводит времени с родителями?

— Ну, пока я не приду, а приходят они, когда Стас уже спит. И они очень часто уезжают.

В книге «Дневник няни», написанной двумя бывшими нью-йоркскими нянями, описан один из стереотипов: «Богатые готовы потратить сколько угодно денег, но не времени на ребенка». Конечно, это иллюзия, что деньги, вложенные в «дорогих» гувернанток, преподавателей, в элитные школы развития, заменят ребенку наше тепло и элементарное внимание и присутствие в жизни. Няня, гувернер — не заменитель мамы и папы, а возможное дополнение.

Часто мне задают вопрос: «Может ли общение с квалифицированным гувернером заменить опыт детского сада»? Я убеждена, что нет. Пребывание в детском саду — это прохождение определенного опыта межличностных и социальных взаимоотношений. И у ребенка должен быть опыт дошкольной социальной адаптации. Многих родителей пугают «страшилки», которые рассказывают о детсадах. К сожалению, некоторые отрицательные моменты действительно существуют. Но по собственному опыту знаю, что хороший, «эмоционально теплый» детский сад найти все-таки можно. И любой, даже самый «домашний» малыш может адаптироваться к садику. Нужно только больше терпения и специальных знаний. Желательно, чтобы к четырем годам ребенок начинал взаимодействовать с новой социальной средой.

При этом если есть возможность, желательно договариваться с гувернанткой о том, что она будет забирать ребенка, что к ней можно будет обращаться, если ребенок заболеет или родителям нужно будет отлучиться.

На что рекомендую обратить внимание во время поиска домашнего воспитателя. Стандартные анкетные данные (ФИО, возраст, семейное положение). Не стесняйтесь спрашивать о наличии санитарной книжки, вредных привычках и хронических заболеваниях. Обязательно поинтересуйтесь образованием, увлечениями, обучающими методиками, которые используются в работе.

Обратите внимание на умение себя преподнести — осанку, манеру говорить, чистоту речи, внешний вид (не столь важно, в одежду какого брэнда одет человек, для наших детей важны вкус и аккуратность). На искренность проявлений и реакций. Попробуйте с первой встречи оценить, может ли этот человек не идти на поводу у капризов ребенка? Чувствуется ли в нем самом «внутренний стержень»?

Доверяйте своей интуиции, и если вас что-то смущает, лучше сразу же фокусировать внимание на другом претенденте.

Чтобы обезопасить себя от возможных «трений», заранее назначьте испытательный срок — от 1 недели до 1 месяца. Сформулируйте список обязанностей. Желательно, чтобы воспитатель не был загружен домашней работой. Мы должны помнить, что заниматься ребенком и ведением хозяйства сложно. Будет страдать либо качество одной выполняемой работы, либо другой.

Обязательно оговорите расписание ( на случай болезни ребенка или отъезда родителей), форму оплаты (1 раз в месяц, почасовая и т.д.) Поговорите о том, что в нашем доме принято, а что нет. Уточните форму обращения друг к другу (на «вы», по имени отчеству и т.п.). И, конечно же, расскажите о ребенке, о его вкусах и т.д.

При первом знакомстве с ребенком вы вводите нового человека в круг доверия и должны продемонстрировать малышу ваше отношение к этому человеку. Можно дотронуться до Марьи Петровны, сказать, что «этот человек будет нашим другом, он будет с тобой играть, учиться. Давай покажем твою комнату». Не ждите, что ребенок сразу примет нового друга. На первой встрече важно быть вместе с ребенком. И после ухода воспитателя задайте малышу вопрос: «А что тебе понравилось в этой тете больше всего? …» (старайтесь в вопрос не закладывать негативную реакцию). «Ты бы хотел, чтобы она еще раз пришла к нам?»

Итак, вы определились с кандидатурой. Первые несколько дней мама, ребенок и воспитатель должны вместе ходить гулять. Родитель показывает любимые маршруты, рассказывает, как укладывать спать малыша, чем и как кормить. Через 2-3 дня можно воспитателя и ребенка оставить на часок наедине, предупредив малыша, что «вам нужна его помощь, и вы будете ему благодарны, если он побудет с воспитателем и научит его чему-нибудь…» Не забудьте оставить гувернеру все ваши телефоны.

Наблюдайте, как меняется поведение ребенка, его самочувствие. Спросите у воспитателя, комфортно ли ему, что вызывает дискомфорт. Что он рекомендует.

После того как новый человек прошел первую испытательную неделю, можете оставить с ним ребенка, постепенно увеличивая время вашего отсутствия.

В первое время желательно несколько раз приходить в «неурочное» время — чтобы еще раз удостовериться в том, что все в порядке. Проследите, слишком ли гувернантка увлечена разговорами с соседскими мамами и воспитателями, комфортно ли ребенку.

Случается и так, что ребенок начинает плакать, когда воспитатель уходит, малыш постоянно говорит о новом друге. Родители могут почувствовать ревность. И подсознательно, конечно, начинают совершать странные поступки и проявлять странные реакции, чтобы «проверить» чувства ребенка. Через эти ощущения проходят практически все родители. Но маму ребенку заменить никто не может. Доверяйте гувернеру и прислушивайтесь к его советам, касающимся воспитания ребенка. Стиль и воспитательные модели у всего окружения ребенка должны быть одинаковы. Гувернер не должен быть втянут в семейные разборки и принимать чью-то сторону в семейном конфликте. Также гувернер сам не должен играть роль старшего или контролера в семье. Воспитатель — не обслуживающий персонал — это уважаемый член семьи. И относиться к нему, к его работе изначально нужно с уважением. У многих из нас есть примеры того, как няни, воспитатели, гувернеры навсегда оставались любимыми и значимыми членами семьи. Надеюсь, повезет и вам.