UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ

Здравствуй, племя!.. Как известно, ученье - свет, а вот неученье, наоборот, - тьма. Для того, чтобы пост...

Автор: Юрий Шанин

Здравствуй, племя!..

Как известно, ученье - свет, а вот неученье, наоборот, - тьма. Для того, чтобы постоянно приобщаться к свету знаний, наиболее мыслящая часть обитателей «Вороньей слободки», а именно - интеллигент-самоучка Васисуалий Лоханкин и бывший камергер Александр Дмитриевич Суховейко (он же Митрич) в начале сентября сдали углы в своих комнатах студентам-стационарщикам. Причем Митрич - все четыре угла, и даже порывался найти еще и пятый, но безуспешно.

Учитывая наличие в квартире студентов, Васисуалий Лоханкин - единственный в «Вороньей слободке» обладатель нескольких энциклопедических словарей, включая пудовый том «Мужчина и женщина», - вознамерился приобрести также и энциклопедию студенческую, дабы проще было общаться с «племенем младым, незнакомым». Однако выяснилось, что таковой до сих пор нет.

Заделать интеллектуальную прореху в энциклопедическом строю взялся в канун Дня знаний известный просветитель, он же - завкафедрой Киевского медицинского университета, а значит - особа, приближенная к буйной вузовской действительности, - Юрий Шанин.

Коллегиум «Вороньей слободки»

Полукраткая студенческая энциклопедия

Юрий ШАНИН

Первое сентября

Одно из несомненных преимуществ всех учащихся и их педагогов - приятная возможность встречать Новый год не раз, а - дважды. Речь идет о первом сентября - начале нового учебного года.

Для студентов это самый приятный и самый безопасный день семестра: первого сентября педагоги максимально приветливы и демократичны. Еще ничего не спрашивают и не требуют. Или почти ничего. Их любознательность в этот день ограничивается примерно такими вопросами: где вы были во время каникул; хорошо ли отдохнули; кто женился; кто вышел замуж; учебный материал прошлого года забыли полностью или все же хоть что-то помните?

Согласитесь, что на такие академические вопросы даже закоренелый двоечник ответит не хуже отличника.

А первокурсники еще и принимают поздравления по поводу того, что тревожное и неустойчивое звание абитуриента сменили на гордое и почетное - студент.

Итак, у всех есть основания для хорошего настроения: в конце июня преподаватели и студенты получили зарплату и стипендию за апрель и надеются в сентябре получить за май, но уже в гривнях; за время каникул студенты отдохнули от педагогов, а педагоги - от студентов. А вот уже завтра...

С новым годом, коллеги! С Новым учебным годом!

Абитуриент

В наше время абитуриентом называют того, кто уже не школьник, но еще не студент. Однако стремится им стать!

Вообще же это латинское (как и большинство вузовских терминов) слово означает: тот, кто должен уйти. То есть человек, окончивший школу и, естественно, ее покидающий.

Современные абитуриенты делятся на три группы: самоуправляемые (они сами решили, куда и зачем поступать), управляемые родителями и неуправляемые (им все равно, кем быть: волнует их в основном «справный» документ о высшем образовании). Естественно, вузовским педагогам приятней иметь дело с представителями первой группы.

Главное отличие поступающего от опытного студента состоит в том, что абитуриент убежден: надо учить все, что значится в программе. И это, как правило, оказывается совсем не лишним. Ибо экзаменаторов почему-то часто интересует не только то, что вы знаете, но и то, чего не знаете. Поэтому лучше - знать все. Во всяком случае, это - самый надежный путь превращения абитуриента в студента.

Вечернее обучение

Свою просветительскую деятельность на вечернем отделении педагоги определяют вдохновенно и лаконично: «Сеять разумное, доброе вечером!».

Разглядеть (а тем более - оценить) знания студентов при вечернем освещении значительно труднее, чем днем. Особенно если объем и качество этих знаний - весьма скромны. Поэтому тут значительно возрастает роль как светоча знаний, так и любого светоча вообще.

От студента стационара вечерник отличается степенностью и философским взглядом на жизнь (даже если учится не на философском факультете). Степенность объясняется не столько жизненным опытом, сколько потерей сил, естественной после рабочего дня и перед рабочим вечером. Поэтому педагоги стремятся провозглашать научные истины и одновременно - держать аудиторию в состоянии бодрствования. Хотя бы частичного.

Зато студенту-вечернику не надо носить на занятия завтрак (ибо он съел его еще дома или на работе). А профессор на последней паре может читать лекцию не спеша, так как в полночь на учебное помещение коллеги уже не претендуют. Если же завтра у лектора - первая пара, то, не тратя времени на дорогу домой и обратно, выспавшись прямо на парте, бодрый и подтянутый, он имеет возможность встретить студентов утренней смены тут же, в аудитории.

Декан

Общеизвестно, что деканом называется человек, призванный заменить студенту отца и мать одновременно. А в отдельных случаях - даже бабушку и дедушку.

Функции современного декана значительно шире первичного значения слова. Ибо «декан» - от древнегреческого «дека» (десять). И переводится неожиданно просто - «десятник».

«как же так? - спросите вы. - Теперь нет таких счастливых деканов, коим приходится командовать всего десятью педагогами и, тем более, - десятью студентами». И вы, конечно, правы. Но в древнеримском войске деканом назывался командир именно десяти легионеров. Поддерживая строгую дисциплину, он, однако, не заставлял воинов сдавать экзамены и зачеты. Если не считать, конечно, выражаясь современным языком, зачетов по физкультуре и экзаменов по гражданской обороне.

А в средневековых монастырях деканом назывался старший монах, которому подчинялись десять младших. И когда это слово перекочевало в средневековые университеты, особого несоответствия оно в себе еще не содержало. Ибо тогда на курсе могло учиться пятеро, иногда семеро, а в отдельных случаях - целых двенадцать студентов.

Поэтому, когда средневековых студентов-двоечников сжигали на кострах (была такая мера административного взыскания), это было не слишком массовое мероприятие.

С веками студенческая армия росла. А вместе с ней - и армия педагогов. Современный декан уже не «десятник», а скорее «сотник» или даже «тысяцкий». Но, как и монастырским деканам, ему приходится бдительно следить, чтобы его паства не слишком грешила.