Лишь недавно смог ознакомиться со статьей Людмилы Носаревой «Славское: миллионник, но пока не миллионер» («ЗН», №11 за 22—28 марта 2003 г.). К сожалению, прежде чем браться писать о Славском, пани Людмила не посетила мою хижину. Дело в том, что я — автор проектной документации и руководитель строительства почти всех буксировочных канатных дорог, а сейчас — владелец музея, в котором собраны уникальные экспонаты об истории и быте наших Карпат. Рассчитывая, что читатели еженедельника вскоре хлынут на склоны наших заснеженных гор, хотелось бы дать историческую справку о моем родном поселке.
15 июля 1015 г. в Берестове под Киевом после продолжительной и тяжелой болезни скончался Владимир Великий, оставив целый полк наследников: Святополка, Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, Вячеслава, Станислава, Бориса, Глеба, Святослава и Судислава. Было еще много дочерей от многих жен Владимира, ведь языческий период его жизни не запрещал многоженство.
В день смерти Владимира в Киеве случайно находился Святополк, сын гречанки — вдовы Ярополка Святославовича, зять польского короля Болеслава Храброго. И сам Владимир, и киевские бояре Святополка не любили, поэтому он, чтобы добиться их благосклонности и захватить киевский престол, начал раздавать боярам родительское добро. Когда и это не помогло, перешел к братоубийствам, за что нарекли его Окаянным. Первой жертвой стал Борис, которого Владимир любил более всего и потому держал возле себя в качестве начальника военной дружины. Второй — муромский князь Глеб, зарезанный наемниками Святополка Горясиром и Торчиным. Канонизированные церковью Борис и Глеб стали первыми святыми христианской Украины.
Противников оставалось еще много, но самым опасным Святополк считал Святослава, княжившего в Турове —столице Древлянского княжества. Узнав от Предславы, сестры по матери, об убийстве Бориса и Глеба, Святослав бежит в Венгрию (он состоял в браке с венгерской принцессой — дочерью принца Гейзы).
Карпатский этап драмы описан летописцем Нестором. На большом лугу (сейчас это место называется Святославьем) догоняют святославцев святополковцы. Начинается страшная сеча. Луг становится алым, но не от красных маков, а от густо пролитой крови. По приказу Святополка Святославу раскололи голову. По легенде, это и дало название нашему районному центру — Сколе. Раскопки могилы Святослава, расположенной рядом с железной дорогой — между станциями Сколе и Гребенив, подтвердили и летопись Нестора, и легенды.
Дочь Святослава пыталась спастись на соседней горе, носящей ее имя — Парашка (высота 1236 м), но безуспешно. Эти данные подтверждает в своем фундаментальном труде «Історія християнства на Русі-Україні» профессор Николай Чубатый. А доктор исторических наук профессор Леонтий Войтович в своей книге «Князівські династії східної Європи» пишет следующее: «Князь Святослав погиб в этой битве, а остатки его дружины отказались перейти на службу к Святополку, осели в Бескиде, основав поселок Славское».
Первое письменное упоминание о Славском встречается в записках Перемышльского земского суда и датировано 3 июня 1483 года. В этом документе говорится о том, что шляхтич Иванко-дидич из Криницы письменно оформил право своей жены Маруси, дочери шляхтича Тустановского, на половину своего имущества, которым он владел в Кринице и Славском Перемышльского округа.
Как видим, Славское — это не только белое неистовство на склонах Тростяна (1232 м). В нем можно увидеть и седину Святослава. Ведь, кроме названия нашего поселка, у нас есть и шлях Святослава, и реки Славчик и Славка, и поселок Святослав, и уже упоминавшаяся долина Святославье.