Прошло сто лет с того дня, как шведский инженер-химик, удачливый предприниматель Альфред Нобель (1833-1896), благодаря изобретению динамита и других взрывчатых веществ ставший одним из самых богатых людей планеты, подписал завещание, согласно которому на его средства были учреждены пять ежегодных международных премий: по физике, химии, физиологии и медицине, литературе и деятельности в пользу мира. Премии в области науки и литературы предусматривалось вручать в Швеции, а премию мира - в Норвегии, в ту пору входившей в унию со Швецией. (Позже, в 1969 году, в связи со все возрастающей ролью экономических наук появилась премия по экономике. Ее учредил, приурочив к своему 300-летию, Шведский банк). Столь неординарное решение завещателя во многом объяснялось исповедуемым
А. Нобелем принципом космополитизма. Он неоднократно подчеркивал: «Моя родина там, где я работаю, а работаю я везде».
Через год, 10 декабря 1896 года А. Нобель скончался в Италии, в Сан-Ремо, от инсульта. Эта дата будет объявлена Днем Нобеля. В этот день ежегодно определяемые представители мировой интеллектуальной элиты, которые, как сказано в завещании Нобеля, «...наиболее плодотворно потрудились на благо человечества», и члены их семей приглашаются в Стокгольм и Осло на торжественное вручение почетной награды. После получения диплома, золотой медали с профилем Альфреда Нобеля на лицевой стороне и аллегорических фигур, выражающих идею премии, на оборотной, а также денежного вознаграждения в виде чека, лауреат выступает с традиционной Нобелевской лекцией - популярным докладом по теме деятельности, отмеченной Премией.
Впервые эта церемония состоялась лишь в 1901 году. Дело в том, что практическое претворение в жизнь завещания
А. Нобеля оказалось делом весьма непростым, и при определенных условиях Нобелевские премии могли не состояться. Помимо объективных сложностей, таких, как установление факта кончины завещателя, выбор судебной инстанции, получающей право на официальное подтверждение завещания, имело место нежелание поименованных в завещании учреждений обременять себя не свойственными им функциями. Возникли препятствия и иного рода.
Нобеля обвинили в недостатке патриотизма, в пренебрежении интересами родины в пользу международной деятельности. Используя то, что своей семьи у него не было, родственникам, которые могли претендовать на наследство, настойчиво подбрасывалась мысль оспорить волю покойного, чтобы поделить наследство между прямыми наследниками и упомянутыми в завещании учреждениями.
Особенно рьяно пытались ревизовать волю завещателя социалисты, во все времена склонные к демагогии. Их лидер, депутат риксдага К. Брантин, рассуждая о премии Мира, доказывал, что единственным способом борьбы за мир служит «объединение рабочих всех стран, а не усилия одного человека», из чего следовал вывод, что долю от доходов Нобелевского фонда должны получать массы, осуществляющие борьбу за мир. Кто мог предположить, что спустя четверть века, в 1921 году, «борец за интересы мира», ставший к тому времени премьер-министром Швеции, примет диплом Нобелевского лауреата премии Мира и чек на внушительную сумму.
Без восторга отнеслись к перспективе ежегодного вывоза из страны крупных валютных средств в виде премий король Швеции и правительство. Позже король оценил значение Нобелевского фонда, ставшего ценнейшим достоянием Швеции. Распределение премий стало почетной обязанностью, благодаря чему возрос авторитет страны.
Препятствия были преодолены, и в июне 1898 года родственники А. Нобеля подписали соглашение об отказе от всех дальнейших претензий на капитал. Были согласованы и получили одобрение правительства Швеции основные положения, связанные с присуждением премий. Еще почти два года потребовалось, чтобы облечь идеи завещания и согласованные положения в строгие юридические формулы устава Нобелевского фонда, после чего 29 июня 1900 года устав и правила, регламентирующие деятельность создаваемых нобелевских структур, были подписаны королем Швеции.
Во все времена подсчеты общепризнанных авторитетов тешили национальную гордость. Такими кумирами в нашем веке стали лауреаты Нобелевской премии, которой с 1901 по 1995 год было удостоено более 600 человек. Один из них, гражданин Бельгии и москвич по рождению И. Пригожин, рассказывал, что первые несколько лет после присуждения премии по химии в 1977 году, он не мог зайти ни в один ресторан, так как повсюду его узнавали и отказывались брать плату. Лауреат Нобелевской премии по литературе писатель Габриель Гарсиа Маркес говорил, что Премия освободила его «от необходимости становиться в очередь - тебе все принесут даже раньше, чем ты об этом подумаешь».
По числу нобелевских наград в области науки абсолютным лидером являются США - 128 премий, далее Великобритания - 56 премий, Германия - 54, Франция - 20, Швеция - 16, Швейцария - 13, Голландия - 11, Австрия - 9, СССР - 8, Дания и Италия - по 7, Канада - 6, Япония - 5, Бельгия - 4, Австралия и Норвегия - по 3, Аргентина и Венгрия - по 2. По одной премии досталось Индии, Ирландии, Китаю, Мексике, Пакистану, Португалии, Финляндии, Чехословакии и ЮАР. Обращает на себя внимание более чем скромное место Советского Союза, хотя среди нобелевских лауреатов стран Запада много выходцев из России.
Злую шутку с советской наукой сыграло глобальное засекречивание всего, что хотя бы в малейшей степени обслуживало военно-промышленный комплекс, а к таковому имело отношение не менее 80-85 процентов научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений.
В 1941 году советский физик Е. Завойский разработал принципиально новый метод ядерного магнитного резонанса. Открытие немедленно засекретили. В 1952 году эта идея принесла американскому ученому Ф. Блоху звание Нобелевского лауреата.
Другой известный советский ученый В. Векслер в 1944 году обосновал явление автофазировки заряженных частиц в ускорителях, что позволило разгонять их до огромных скоростей. Все, что касалось ускорителей, в СССР подлежало засекречиванию. А в следующем году, не зная о работах Векслера, к аналогичным выводам пришел американский физик
Э. Макмиллан. В 1951 году он вместе с Г. Свиборгом получил Нобелевскую премию по химии за открытия трансурановых элементов, которые могли быть сделаны только в синхротронах, действующих на принципах, впервые обоснованных В. Векслером.
Советские средства массовой информации не обходили вниманием отечественных Нобелевских лауреатов, а об удостоенных высокого звания соотечественниках, по разным причинам покинувших родину, умалчивали. А таковые составляют внушительную группу. Нобелевской премии в области литературы были удостоены в 1933 году И. Бунин и в 1987 году И. Бродский; по химии - в 1977 году И. Пригожин и в 1981 году Р. Хофман; по физиологии и медицине - в 1952 году З. Ваксман и в 1977 году Э. Шалли; по экономике - в 1971 году С. Кузнец и в 1973 году В. Леонтьев.
Сто лет прошло с той поры, как талантливый изобретатель и удачливый предприниматель Альфред Нобель подписал свое знаменитое завещание. Прожив жизнь нелюдимым, страдая болезненной мнительностью, он не стал мизантропом, что нередко случается с одинокими людьми. Владея разбросанными по всему миру производствами смертоносной взрывчатки, А. Нобель исповедовал пацифистские взгляды. Идея завещателя материализовалась в премиях его имени, ставших феноменом ХХ века, благодаря которым международное сообщество имеет возможность ежегодно достойно отмечать наиболее талантливых ученых, литераторов и миротворцев.