UA / RU
Поддержать ZN.ua

Запрещенное пиво, бетонные ангелы и янтарь на песке

Если вам выпадет возможность побывать в польском городе Гданьске, обязательно воспользуйтесь ею. Даже если внутренний голос настоятельно будет говорить, что еще успеете, не откладывайте, поедьте...

Автор: Инна Завгородняя

Если вам выпадет возможность побывать в польском городе Гданьске, обязательно воспользуйтесь ею. Даже если внутренний голос настоятельно будет говорить, что еще успеете, не откладывайте, поедьте. Даже если у вас не будет никакого повода поехать в Гданьск, все равно посетите этот город.

Во-первых, никогда не знаешь, что настроят на другом берегу Мотлавы шведы, которые выкупили земли, где до сих пор старые разрушенные дома зарастают кустарниками и черными пакетами для мусора. Неизвестно, будут ли стоять и дальше на запасных путях разрисованные яркими граффити вагоны. Не раскупят ли пожилые немецкие туристы все украшения на Мариячке, самой красивой в мире улице... Поедьте в Гданьск, пока он еще остается самим собой и пока его неземная красота не сделалась глянцевой настолько, чтобы надоесть и вызывать оскомину.

Если запретить молодежи пить пиво прямо во дворе, она все равно будет пить его под открытым небом. Но банальное употребление банального напитка, которого в определенном возрасте нужно выпить абсолютно отмерянное количество, превращается в приключение. К тому же в остросюжетное, поскольку именно употребление запрещенного плода подслащается его же запрещенностью. Кроме того, что в Польше запрещено употребление пива в публичных местах, там не стоит даже в шутку пытаться это сделать! Полиция процитирует вам отдельную статью «За попытку выпить алкогольный напиток в публичном месте» — правда, штраф будет меньше примерно раз в пять, но только в том случае, если вы еще не успели отпить.

Накупив «Леха», мы пошли в лес. Там, говорят, не бывает полиции, да и вряд ли кому-то придет в голову назвать лес публичным местом, хотя... Цивилизация вкупе с глобализацией вносят в студенческие традиции коренные изменения, а иногда и вообще их уничтожают. Когда мы ходили на обзорную площадку, расположенную на самой вершине Наполеоновских фортов (а ходили мы туда в дождь и туман ночью), то даже там, возле мемориального креста, нельзя было просто посидеть и в удовольствие попить пива. Поскольку на мемориале могли быть камеры, а следовательно, за нами могли наблюдать.

Против этой беды в Польше есть бесчисленное количество кафе. При такой конкуренции предприниматели не могут позволить себе открыть кафе, скажем, «Петрович», как минимум — «Йозеф К.». В триумвирате городов Гданьск – Сопот — Гдыня больше всего кафе в курортном Сопоте. Местное развлечение жителей этого городка, которых здесь не более сорока тысяч, — «сплав Мончаком». Мончак — сленговое название главной улицы Сопота — улицы Героев Монте-Кассино, а «делать сплав» означает выпивать по одному бокалу пива, переходя от одной пивнушки к другой. Их на Мончаке около двадцати. Сидя в одной из них, мы насчитали еще двенадцать в Гдыне, тринадцать — в центре Гданьска и еще пятнадцать — в районах. Это не учитывая учреждений, посещать которые студентам слишком дорого, а также слишком дешевых и грязноватых портовых забегаловок.

Но разве доступные развлечения ограничиваются пивом? Как альтернативу вам с удовольствием предложат попробовать кашубского табака. Выглядит вся процедура очень трогательно: втягивая табак поочередно обеими ноздрями, все плачут, поскольку он пробивает нос вплоть до слез. Поэтому перед употреблением табака заранее готовят платочки, а потом дружно плачут.

Каждая страна, как и каждый город, как и каждый человек, в некотором смысле останавливается и живет в своем героическом прошлом, которое становится эдаким героическим современным. Героическое прошлое Польши началось с известных событий на верфи в Гданьске. Те исторические дни запечатлелись в фотографиях и исторических хрониках, которые беспрерывно крутят в тамошнем музее «Солидарности».

Прямо на верфи в специально отведенном здании можно снять дешевое жилье. Обычно там живут художники, рядом с жильем открыли галерею современного искусства, а заодно разрисовали все стены подъезда. Кое-кого из художников можно увидеть во дворе перед домом. Они сидят на остановке, украшенной бетонными ангелами, рядом со скульптурой бетонной Девы Марии. Наверное, ждут автобуса, хотя, подозреваю, он еще никогда здесь не останавливался и даже никогда мимо не проезжал...

Национальным блюдом Гданьска, бесспорно, является кебаб. И это при том, что турецких эмигрантов в городе очень мало. Кебабы здесь огромные, едят их вилкой, но очень долго, потому что доесть до конца действительно трудно...

Гданьск — город, в котором хочется остаться. Рыбачить, гулять по туманной набережной, сидеть на самой вершине огромных зеленых холмов, возвышающихся за Длугим мястом... Ездить на пляж, искать янтарь среди камней, вынесенных волнами после шторма на песок... Вылезать на глиняные кручи, которые все больше отступают перед морем, уступая ему берег... Смотреть на море, на маленьких людей, которые бродят по пляжу в поисках сокровищ... И привыкнуть, что погода меняется трижды в день, но все равно никогда не брать с собой зонтик...

Как хорошо родиться в таком красивом городе. Как хорошо ощущать, что он принадлежит тебе. Но когда наконец удается преодолеть непреодолимое желание остаться в этом городе, нужно-таки убегать.

Дорога из Гданьска домой очень длинная — на юг через дождливую Польшу. Но — это длинная дорога домой, а потому она короткая.