UA / RU
Поддержать ZN.ua

Заполитизированное поколение индиго

Киевский институт проблем управления им. Горшенина предложил пяти- и шестиклассникам написать сочинение на тему «В какой стране я живу?»...

Киевский институт проблем управления им. Горшенина предложил пяти- и шестиклассникам написать сочинение на тему «В какой стране я живу?». Главной целью исследования, отмечают в институте, была проверка гипотезы о чрезмерной политизации общества, включая детей.

В результате исследования «Украина глазами детей» Институт Горшенина пришел к выводу, что политизация общества достигла невиданных размеров, охватывая даже такие далекие от политики слои населения, как дети и подростки. Школьники пятых-шестых классов знают имена политиков, подробности скандалов, рассказывают друг другу на переменках анекдоты о первых лицах государства. «С политикой сейчас знакомы даже маленькие дети, которые не знают, что это такое. Эту политику можно услышать где угодно, и мне это очень надоело. Из красивого Майдан превратился в полный ужас из-за этой политики», — цитирует институт одно из сочинений учащейся шестого класса. Институт отмечает, что школьники писали все, что знали об Украине и хотели рассказать.

Практически в каждом сочинении можно встретить описания прекрасной украинской природы, трудолюбивых и приветливых людей, веселых праздников, мелодичного украинского языка, промышленности: «Украина — одна из ведущих стран в отрасли выращивания разных деревьев, цветов» (Ярослав Ш., 6 кл.). Восторженные детские строки светятся патриотизмом и гордостью за свою страну. Также предметом гордости стали: проведение «Евро-2012», достижения украинских спортсменов, украинские поэты и писатели, исторические памятники Украины.

По мнению экспертов, к сожалению, дети оказались втянутыми в политические распри не меньше взрослых. И наряду с патриотическими высказываниями появлялись слова об украинской политике, полные горечи и осуждения: «В Киеве революция, бандиты борются за победу. А порядка нет» (Екатерина З., 5 кл.); «Я живу в чудесной стране Украине. Но у нас проходит война в Верховной Раде Украины. И когда Ющенко стал президентом, нам стало жить еще хуже, чем когда-то… В Украине очень много бандитов и киллеров» (Вита­лий Л., 5 кл). «Но наша власть Украину ведет в пропасть, потому наша Украина такая грязная и неизвестная другим странам с позитивной стороны. Я думаю, все зависит от власти — если она хочет прославить свое государство, она это сможет…» (Евгений С., 6 кл.).

В то же время есть и более оптимистичные настроения, которые тем не менее связаны с политической обстановкой в стране, причем оптимизм более присущ девочкам: «В 1991 году Ук­раина отделилась от России и стала независимым государст­вом. По-моему, Украина поднялась, стала лучше. Еще бабушка рассказывала мне, как жили тогда и сейчас, и считает, что стали жить лучше. Да, безусловно, все подорожало, но повысились и зар­платы» (Инна З., 6 кл.).

Киевлянки горячо поддерживают президента и оранжевую революцию: «…я живу в стране, где люди отвечают за свои поступки и где могут отстоять то, к чему стремятся. В декабре 2004 года началась помаранчевая революция, люди стояли на морозе и отстояли свои права. Президент тоже имеет право на свое мнение, и никакая Верховная Рада не сможет ему возразить» (Елизавета П., 6 кл.); «По-моему, из революций самая героическая — помаранчевая, потому что на большом морозе люди стояли и жили на Майдане, там была почти вся наша страна» (Ольга К., 6 кл.). О выборах президента знают все киевские школьники: «На Крещатике есть большая статуя, еще недавно на этой площади были выборы президента» (Антон А., 5 кл.). Есть и довольные жизнью в Украине маленькие жители: «Меня удовлетворяет промышленность, политика» (Ольга Г., 5 кл.).

Рассказывая о достоинствах своей страны, пятиклассник Дмит­рий Ш. называет одну негативную черту: «Мне не нравится в Украине, что в Киеве на Крещатике стоят палатки». Владислава С., 5 кл., утверждает: «Никакие правила и указы нам не нужны. Мы должны сами хотеть, чтоб наше государство стало наилучшим».

Неожиданностью для Института Горшенина стала откровенность шестиклассника Николая Т.: «В Украине есть черные рынки, на которых продают людей, краденые вещи, кокаин, травку и оружие. В Украине распространены болезни: СПИД, куриный грипп, грипп и другие». Не самое радостное будущее ожидает от Украины и шестиклассница Катерина К.: «Мои родители с детства меня приучали уважать родной край, в котором я всю свою жизнь буду расти, зарабатывать какие-то копейки на хлеб…»

В исследовании «Украина глаза­ми детей» приняли участие всего около 100 учащихся киевских школ. Исследование проводилось в рамках годовой программы социологических исследований «Ментальные основы выбора» с 2 по 18 мая 2007 года.