UA / RU
Поддержать ZN.ua

Законы выживания неполной семьи

Сегодня неполная семья стала такой же обыденной реальностью, как и «гражданский брак».

Автор: Валерия Савченко

Сегодня неполная семья стала такой же обыденной реальностью, как и «гражданский брак». И количество таких семей не только не уменьшается, а возрастает с каждым годом. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%). Отцы-одиночки - явление редкое, чаще встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки.

Как ни странно, статистика других стран не очень отличается от нашей: в США - 33% матерей всех новорожденных - незамужние женщины, в Исландии - 64% (это самый высокий показатель в Европе), в Швеции - 54%, в Великобритании - 38%, в Финляндии - 37%. Для современников брак потерял свое значение, люди не верят в его долговечность. Эти факты только подтверждаются результатами интернет-опроса, который провела компания ACNielsen.

Практически во всех странах есть специальные пособия для таких семей, однако условия выплаты разные. Например, в Гре­ции пособие может получать толь­ко мать, но не одинокий отец. В Испании и Португалии лишь в отдельных провинциях местные власти выплачивают такую помощь. Во Франции сумма пособия на детей до трехлетнего возраста составляет 50% средней заработной платы. В других странах она значительно меньше.

О проблемах неполных семей, о том, какие пособия и льготы предоставляет наше государст­во де-юре, о возможностях их получения де-факто рассказывают эксперты в сфере семейной политики.

- Виды такой помощи и способы ее предоставления должны зависеть от того, по какой причине семья стала неполной, - говорит заместитель начальника Главного управления по делам семьи, молодежи и спорта Ольга Арканова-Черная. - А причин может быть много: развод, смерть одного из супругов, рождение ребенка вне брака, лишение родительских прав одного из родителей. Самой распространенной причиной на сегодняшний день остается развод. Не­смотря на то, что в 2008-
2009 го­дах количество разводов в Киеве снизилось с 10 526 до 9 285, но по отношению к общему количеству браков этот показатель возрос и составляет 39%. В 2010 году на каждые 2,7 брака приходился один развод, то есть почти половина браков распалась.

Как известно, феномен умень­­шения официальных браков приводит к увеличению количества детей, рожденных вне брака. Процент детей, рожденных вне брака, в 1990 году сос­тавлял 11,2%, а в 2007 году уже 21,4%, то есть каждый пятый ребенок был рожден вне брака.

Точное количество неполных семей установить довольно слож­но. Мы можем судить о нем только по объему получаемой ими помощи. Но опять-таки далеко не каждая мать-одиночка получает помощь от государства. Устарели представления о таких женщинах, как и само определение матери-одиночки. Теперь многие женщины привыкли рассчитывать только на себя, они умудряются работать и растить детей.

Пакет социальной защиты для неполных семей предусмат­ривает разные виды помощи и льгот: обязательный оплачиваемый отпуск на 10 дней, предоставление отпуска в удобное время, отпуск с сохранением зарплаты сроком до 17 календарных дней, уменьшение отчислений от зарплаты, 50-процентная оплата пребывания детей из неполных семей в дошкольных заведениях, обеспечение одиноких родителей льготами при постановке на квартирный учет, льготы при получении бюджетного жилья или при предоставлении кредита на приобретение жилья. А также предоставление бесплатных консультаций психолога, юриста, социальное сопровождение. Су­щест­вует сеть центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, шесть районных центров по делам семьи и киевский городской центр «Родин­ний дім».

- По инициативе Главного управления по делам семьи и молодежи в 2007 году основана премия киевского головы для отцов и матерей, которые одни воспитывают детей, - продолжает Арканова-Черная. Премия присуждается с учетом их достижений в воспитании детей. Всего 20 таких премий в размере двух тысяч гривен. В этом году ее вручат десяти одиноким матерям и шести одиноким отцам. Также ежегодно комитет по делам семьи молодежи и спорта закупает приглашения на новогодние и рождественские спектакли для детей льготных категорий, в том числе детей из неполных семей.

Необходимо унифицировать законодательство, касающееся защиты неполных семей, поскольку часто возникают правовые коллизии, связанные с льготами: одни получают лишние льготы, кто-то их вообще не получает. Следует создать социальный кодекс, где были бы собраны все льготы. В 2000 году был принят закон о дополнительных мерах усиления социальной защиты для многодетных и неполных семей. Но, к сожалению, до сих пор так и не принята целевая государственная программа «Українська родина».

- На сегодняшний день неполным семьям выплачивается всего два вида государственной помощи: матерям-одиночкам и временная государственная помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов и не имеют возможности содержать ребенка по месту жительства, - продолжает тему заместитель начальника Главного управления труда и социальной защиты населения Ирина СТАРУК. - Но далеко не все семьи, которые имеют право на помощь, могут ею воспользоваться. В прошлом году помощь одинокой матери получили 24 тысячи человек на 26,2 тысячи детей. Она составляет 30% величины прожиточного минимума. Если доходы матери меньше, она имеет право на увеличенную помощь. Такую помощь получили всего 574 одинокие матери, подтвердившие, что они действительно нуждаются в ней. Получа­ется, что большинство одиноких матерей в такой помощи не нуждаются? Возможно, потому, что живут в так называемом гражданском браке.

696 неполных семей воспользовались помощью при уклонении от алиментов (когда муж ук­лоняется от алиментов, находится в розыске). Такая помощь предусматривает выплату 30% про­житочного минимума детям до 18 лет. Бывают и другие случаи, когда человек находится в армии или под арестом, под следст­вием, когда место нахождения родителей не установлено. На самом деле гораздо больше родителей уклоняются от алиментов. Но если место нахождения родителя будет установлено или же он вернется из армии или мест не столь отдаленных, он должен будет вернуть все выплаченные государством деньги в бюджет. Поэтому неполная семья сто раз подумает, стоит ли оформлять такую помощь.

Не нужно считать, что если семья неполная, значит она обязательно малоимущая и несчастная. Есть много неполных семей, которые не нуждаются. Мало­обеспеченные семьи обычно стоят на учете, и глава района прекрасно знает их проблемы.

- В законе нет четкого определения, что такое неполная семья, - комментирует сотрудник Государственного института семейной и молодежной политики Антонина Тарановская. - Даже со статусом многодетной семьи до сих пор не определились: в одном случае это трое и более детей, в другом - пятеро. И льготы для семьи из трех и пяти детей разные.

В 2009 году приняли закон о многодетных семьях. Много рассказывали о предоставляемых льготах: на газ, телефон, проезд, при поступлении в вузы. Начали выдачу удостоверений многодетным семьям. Представьте, сколько сил и времени понадобилось такой матери-героине, чтобы пройти жэки, собесы, бухгалтерии и прочие инстанции, чтобы собрать все справки. К тому же часть людей живут не там, где прописаны. Это лишает их возможности получить статус многодетной семьи по месту жи­тельст­ва. Подобные хождения по мукам могут длиться до года. И наконец-то они получают заветный кусочек картона, который якобы дает им льготы. Но на практике это такой мизер, что просто не стоит потраченных усилий. Зачастую при всех расчетах семья сможет получить аж 8 грн. скидки в плате за электричество (ведь скидка предоставляется только на минимальное потребление электроэнергии). В маршрутках обычно отказываются от таких пассажиров. Бывают случаи, когда родители в сердцах бросают эти удостоверения в лицо работникам социальных служб.

Более того, в прошлом году, чтобы вовремя получить такой документ, люди платили немалые деньги, потому что он давал право ребенку из многодетной семьи поступить в вуз на бюджетное обучение. Конечно, официально вам никто этого не скажет. Но все об этом знают.

Такое впечатление, что еще на стадии разработки и принятия льгот создается масса барьеров, чтобы люди не могли ими воспользоваться «с корыстной целью». То есть уже изначально предполагается, что каждая семья, каждый ее член - потенциальный корыстолюбец, который будет пользоваться этими льготами не по назначению. Думаю, если государство обещает какие-то гарантии, то они должны назначаться автоматически, с минимальным участием человека.

Человек родился, его зарегистрировали, то есть он уже в государственной базе данных. Каж­дому присвоен идентификационный код, значит, можно перечислять деньги прямо на банковский счет. А если нет возможности купить детское питание или коляску по рыночной цене, организуйте социальные магазины с минимальной ценой на эти товары, как это делают в цивилизованных странах. Но нельзя давать деньги. Таким образом мы маргинализируем само понятие семьи и рождения детей. Конечно, не секрет, что часть людей в депрессивных районах пытаются таким образом зарабатывать. И мы не создаем условия для жизни семьи, мы создаем условия для зарабатывания денег на детях. Законодательство несовершенно. И пока нет никаких тенденций к его совершенствованию.

Александр МАЗУР - президент общественной организации «Объединение отцов-одиночек Украины» не понаслышке знает о проблемах неполных семей, поскольку и сам воспитывает двоих без чьей-либо помощи.

- Наша организация помогает детям, потерявшим родителей, и отцам, которые одни воспитывают детей, - рассказывает Александр Васильевич. - Но к нам часто обращаются и женщины с таким статусом. В первую очередь мы помогаем разобраться в правовых вопросах, поскольку наши граждане зачастую не знают ни своих прав, ни законов. Честно говоря, у меня сложилось впечатление, что чем ниже должность чиновника, тем больше у него «комплекс начальника», тем труднее до него достучаться. У меня есть опыт общения с предс­тавителями разных инстанций. В бухгалтерию детского сада я об­ратился с вопросом: «Есть ли у моего ребенка, который потерял родную мать, льготы на посе­щение дошкольного заведения?». Получил лаконичный ответ: «Та­ких, как ты, миллионы». Круги ада пришлось пройти при решении вопроса аренды помещения для размещения гуманитарной помощи детям.

На уровне министерств уже четыре года я пытаюсь доказать, что дети из неполных семей заслуживают внимания со стороны государст­ва. Дети, потерявшие одного из родителей, не имеют официального статуса и льгот, которые имеют дети из многодетных семей и дети-сироты. Почему они не имеют права оздоровиться на льготных условиях во время каникул? Ежегод­но, отчитываясь о проделанной работе, чиновники вспоминают о детях-полусиротах, забывая, что эта категория детей не приз­нана законом. Все, на что может рассчитывать такой ребенок, это мизерная пенсия по утрате кормильца (да и то лишь в том случае, если умерший имел трудовой стаж). До недавнего времени ее размер составлял 50% минимальной пенсии на одного ребенка, а на двух и более детей - 100% минимальной пенсии. Теперь на одного ребенка платят 100%, на двух - 120%, на трех и более - 150% минимальной пенсии. Сегодня минимальная пенсия составляет 764 грн., то есть отец, который один воспитывает шестерых детей, получает на них около 1170 гривен государственной помощи. Вот и приходится шестерым детям есть за троих.

Государство толкает таких людей на фиктивный отказ от своих детей в пользу опекунства. Только в этом случае дети могут получать приемлемую помощь от государства. Для сравнения: ребенок, который находится под опекой, получает два прожиточных минимума - это приблизительно 1900 грн. Если в семье шестеро детей, они смогут получать ежемесячно 11 400 грн. А пенсия по утрате кормильца такой семье составляет 1 100 гривен. Почувствуйте разницу.

В связи с этим мне вспомнилась история одной семьи. Муж­чина женился на женщине с ребенком, которого он вскоре официально усыновил. Но через нес­колько лет они развелись. А спус­тя некоторое время женщина тяжело заболела и умерла, ребенок остался жить с бабушкой. Несмотря на то, что отец регуляр­но навещал девочку и помогал материально, бабушка настояла на том, чтобы он отказался от родительских прав на ребенка. Та­ким образом девочка получала статус сироты и разнообразные иллюзорные «блага» от госу­дарст­ва, казавшиеся бабушке гораздо более весомыми, чем помощь бывшего зятя. Были и обида, и негодование со стороны от­ца, но он все же подписал необходимые документы. Взрослые рассорились всерьез и надолго. Каждый хотел как лучше. Но что при этом на самом деле приобрел, а что потерял сам ребенок?

- Очень трудно, не имея поддержки от государства, поднимать детей, - продолжает Алек­сандр Ва­сильевич. - С одной стороны, детям нужно внимание и контроль, с другой же - надо работать день и ночь, чтобы их обеспечить. Найти достойную работу непросто. Например, много людей из нашей организации являются специалистами в сфере предоставления бытовых услуг и хотели бы организовать свое дело. Но при сегодняшних поборах, налогах и ценах на аренду помещений и прочее это просто нереально.

Государство пытается приструнить семью, но никак не помочь ей. С каждым годом выделяется все больше средств на материальную помощь, на оздоровление, а качество жизни почему-то не повышается. Мы просим малость: дайте людям возможность заработать на кусок хлеба для своей семьи!