UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАГАДКИ «ПОДЗЕМНОГО» АРХИВА

Уже десять лет Государственный архив города Киева не комплектуется. Вовсе не потому, что испытывает нехватку новых документов...

Автор: Лариса Гуторова

Уже десять лет Государственный архив города Киева не комплектуется. Вовсе не потому, что испытывает нехватку новых документов. Все площади здания заняты. Документы же приходится хранить «на местах» - это около трехсот учреждений столицы. Тем не менее читальный зал не страдает от отсутствия посетителей. По словам директора архива Бориса Куринного, сейчас их даже раз в пять больше, чем в застойные годы.

- Борис Пантелеймонович, чем вызвано паломничество?

- Как шутят французы, «если хочешь быть модным, сохрани сундук своей бабушки». Нынче новые украинцы начали интересоваться своим генеалогическим древом. Особенно после создания в Киеве дворянского собрания. Это веяние быстро уловили коммерсанты и начали выявлять родословные. Пару лет назад у нас работала дочь Сергея Павловича Королева. Специально приехала из Москвы, интересовалась родственниками по отцовской линии, которые учились в пансионе благородных девиц.

Пошла, я бы отметил, вторая волна приватизации. Обращаются к нам за справками участники Великой Отечественной войны, которым предоставлены различные льготы. Среди них преобладают бывшие военнопленные.

- А много запросов от людей, чьи родственники погибли в Бабьем яру?

- По Бабьему яру у нас практически нет никаких материалов. Я не видел их даже в документальных фильмах. Либо фашисты их уничтожили, либо очень хорошо спрятали.

- Борис Пантелеймонович, в архиве хранится более миллиона материалов, хронологические рамки которых охватывают период от второй половины семнадцатого века до наших дней. Все ли они доступны посетителям?

- Действительно, среди них такие уникальные, как история городового магистрата, грамоты польских королей, русских царей о предоставлении прав и привилегий Киеву. Есть личное дело и аттестат зрелости студента медицинского факультета Университета св.Владимира Михаила Булгакова, дела об избрании в почетные члены университета выдающихся деятелей науки и литературы Ивана Гончарова, Дмитрия Менделеева, Ивана Тургенева. Обычно мы даем посетителям копии, с которыми можно работать в читальном зале. Секретных документов - меньше одного процента, около восьми тысяч. Касаются они в основном продукции военных заводов. Но и они по истечении пяти-семи лет «открываются».

Гриф секретности сроком в тридцать лет лежал на трагедии Сырецкого Яра, где в 1961 году прорвало дамбу и лавина высотой с трехэтажный дом накрыла селения в районе нынешнего трамвайного парка на Куреневке. Однако до сих пор неизвестны точные данные о жертвах. Документально на сей счет мы не нашли никаких подтверждений. Архив располагает сведениями об инженерных просчетах. Недавно их даже запрашивали итальянские ученые, которые интересовались локальными катастрофами.

- Известно, что время стирает и камни. Удается ли вам сохранить давние документы в целости и невредимости?

- Документы прошлого века, должен заметить, сохранились значительно лучше, чем многие материалы советского периода, в частности первых послереволюционных лет. Мы даже используем для реставрации таких текстов чистые страницы книг и журналов прошлого века. А пользуемся обычным клеем ПВА.

Сам архив занимает первый этаж «хрущевки» и три - под землей. В подземных этажах поддерживается постоянная температура и зимой, и летом - от пятнадцати до семнадцати градусов, - тогда как сохранность документов в архивах, состоящих из стеклоблоков, полностью зависит от перепадов температуры на улице. Проблема вот в чем: мы не можем комплектоваться стационарно, поскольку все полочки «забиты». Новые материалы остаются в родных ведомствах, где, сами понимаете, и условия хранения оставляют желать лучшего, и контроль не всегда должный. От предложенного здания на Подоле, бывшей ткацкой фабрики, построенной еще в XVII веке, мы отказались. Слишком дорого обойдется ремонт филиала. На днях написали очередное письмо в столичную администрацию о выделении нового здания.

Свои архивные службы уже созданы в десяти райадминистрациях.

- И все-таки, есть ли задумки с новыми приобретениями?

- Пару лет назад возникла мысль о создании антологии личных фондов бывших киевских мэров, начиная с послереволюционных лет, от Яна Гамарника. Эту идею восприняли с энтузиазмом экс-градоначальники Валентин Згурский, семья Владимира Гусева. Историей и деятельностью своих предшественников заинтересовался и нынешний мэр - Александр Омельченко.