UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зачищенное село

Село Дидёва тянулось на 13—14 километров. Его средняя часть дугой касалась реки Сян, а потом отходила за лес, и там тоже были дома. Теперь вместо села — голое место.

Автор: Василий Худицкий

Бойковское село Дидёва Турковского района, лежавшее когда-то над верхним Сяном, в 1940-1950 годах оказалось на линии советско-польской границы. До этого его жителей несколько раз выселяли, но они возвращались на родную землю и отстраивались на правом берегу реки. В 1952 году село, которое попало в пограничную полосу, было выселено окончательно, а все здания и церковь уничтожены. Село Дидёва тянулось на 13-14 километров. Его средняя часть дугой касалась реки Сян, а потом отходила за лес, и там тоже были дома. Я жил на зеленом холмике между этими деревьями. Неподалеку жил мой дед. А дальше, на кладбище, в 1944 году похоронили моего отца Степана Андреевича Башака. Теперь я пришел к его могиле, а где она - не знаю. Вместо села - голое место. По бывшему кладбищу ездят телеги и машины. Хотя бы проволокой загородили. Видите, сейчас там, на месте погребений, будет концерт…

В 1952 году за бойков взялись всерьез. После 1952-го в Дидёву уже никто не вернулся. Дома, которые остались неразобранными, сожгли. Вместе с ними уничтожили и старую деревянную церковь. От когда-то цветущего села, в котором проживало несколько сотен жителей, осталось пожарище.

О селе снова вспомнили лишь девять лет назад, когда группа жителей из соседних сел решила выстроить на месте сгоревшей церкви Успения Богородицы часовенку. С того времени здесь на храмовый праздник, который приходится на 28 августа, начали собираться бывшие односельчане. Приезжают с Херсонщины, Николаевщины, Донетчины, Волыни, других городов и сел.

Бывшие дидёвцы считают, что эту территорию нужно освоить. Проложить дорогу, подать электроэнергию и… жить. Это украинская Швейцария. Почему-то на берегу Дуная с обеих сторон границы живут люди, а здесь к Сяну не подойти. Такая красота - и пустует.

Известно, что видами, зелеными садами, хлебными полями, домами-теремками Дидёвы восхищался Иван Франко. Здесь он гостил у своего друга приходского священника Ивана Кузива. Вместе купались в Сяне, ловили рыбу. В последний раз наведался сюда в 1908 году, уже будучи больным. Как вспоминала его внучка Зиновия Франко, Ивану Яковлевичу нравился этот райский уголок. Он даже мечтал купить здесь участок и построить хату для отдыха.

Удастся ли бойкам восстановить село, вернуть туда жизнь, свои традиции? Трудно сказать. Не потерять бы хотя бы то, что есть. Проблема актуальная и сейчас. Волей судьбы бойковский люд рассеян по разным государствам, распорошен по всей Украине.

- Бойковское сообщество, возможно, еще до конца не осознало, какие реалии нас ожидают, - говорит Наталия Кляшторна. - Здесь, к сожалению, пока что мы не видим положительных изменений. Депрессивный регион. Люди продолжают ехать отсюда в поисках заработка. А выход в том, чтобы надлежащим образом популяризировать бойковскую культуру. Чтобы люди не стыдились своего прошлого, чтобы знали, кем они являются. Показательна ситуация, с которой столкнулись жители села Дидёва. Но неизвестно, какая судьба ожидает нынешнее село Боберка. Зайдите в любой дом, спросите, где их дети, внуки? По всему свету. Поэтому надо беречь языковые ручейки, которыми питается река нашего языка. Говорить на родном материнском языке. Сколько есть таких слов, которых уже нигде не услышишь. Западная Европа уже вернулась к пониманию, что разнообразие - это стимул для развития. В Украине этого еще нет.

Во всем мире жители гор имеют особый статус, пользуются льготами. Люди едут сюда. Очень большой тормоз для туризма - отсутствие транспортных артерий. Многие туристические компании говорят, что потенциал Львовщины позволяет принимать здесь несколько десятков туристических групп на выходные. Сами деревянные церкви чего стоят. Но дороги здесь невозможные. С них и нужно начинать возрождение бойковского края.