UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зачем выковыривать изюминку из каравая?

Развитие туристической отрасли в Закарпатье, хоть и было подкошено разразившимся кризисом, но не остановлено...

Автор: Олег Супруненко

Развитие туристической отрасли в Закарпатье, хоть и было подкошено разразившимся кризисом, но не остановлено. Со всеми своими болезнями роста типа явно завышенных цен за не всегда адекватное качество, горами «туристического» мусора, который никто не собирается утилизировать, и т.д., отрасль живет и крепнет, подпитываясь неплохим спросом — преимущественно внутренним, со стороны тянущихся к природе горожан. Те, кто отвечают за туристическое предложение, свое дело знают: понимают, что для удовлетворения клиента, как правило, уже повидавшего мир, недостаточно настроить побольше комфортабельных отелей, сельских усадеб и ресторанов-колыб. Традиционный набор «поесть—погулять—на лыжах прокатиться» расширяется, появляется все больше тематических маршрутов — от «Винного пути» по старинным подвалам и современным линиям разлива до туров по местам, связанным с двумя мировыми войнами (таких, как остатки бункеров «линии Арпада» и окопы времен Брусиловского прорыва), либо по сакральным местам, или по замкам… В общем, в туристическом каравае появляется все больше изюминок. Но не все так радужно — одну из таких изюминок могут безжалостно выковырять!

Речь идет, без преувеличения, о знаменитой закарпатской узкоколейке. Отнюдь не каждый регион Украины может сегодня похвастать таким видом транспорта, как действующая пассажирская узкоколейная железная дорога (с шириной колеи в 750 мм). Кроме Закарпатья, похожие есть только в Ривненской и Кировоградской областях. В горном крае она практически чудом избежала распиливания на металлолом в беспредельные 90-е годы.

В начале прошлого века весь край опоясывала сеть очень важных тогда дорог, преимущественно лесовозных, а также прочих грузовых и пассажирских. В настоящее время в Закарпатье действуют две узкие колеи. Одна из них — Иршавская узкоколейка, соединяющая райцентр Иршаву с селом Хмельник и издавна прозванная в народе «Кушницкая Анця» — по названию конечной станции села Кушница, до которого раньше ходил поезд, и популярному в народе имени Анна. К сожалению, сегодня от маршрута осталось всего 16 км, остальная дорога требует капитального ремонта — 80% шпал пришли в негодность.

Вторая — Боржавская узкоколейка, соединяющая Береговский, Иршавский и Виноградовский районы. Этим транспортом ежедневно по своим делам ездят примерно пять сотен жителей Иршавщины и Виноградовщины, но их «взносов» в виде пары гривен за билет на покрытие расходов явно не хватает (к тому же неспешным поездом пользуются в основном пенсионеры-льготники).

Убыточность закарпатской узкоколейки давно раздражает ее хозяина — руководство Львовской железной дороги. Вот и приготовило оно в прошлом году, незадолго до столетнего юбилея, «презент» — предложение о полном закрытии. Мотивация — за последние семь лет содержание малых дорог привело к убыткам на сумму 4,3 миллиона гривен. Для возобновления нормальной работы пришедших в негодность дорог якобы нужно 145 млн. грн., и по пять миллионов в год на эксплуатацию. Однако желаемой поддержки львовские руководители не получили. В Виноградове было собрано межрайонное совещание представителей властей трех районов, областных чиновников, заинтересованной общественности. Цифры Львовской ЖД были встречены без понимания. Например, собравшихся поразили расчеты, согласно которым на зарплату работникам одной только ветки Виноградов—Хмельник нужно ежегодно два миллиона гривен. Это на обслуживание
25-километрового-то маршрута, по которому четыре раза в день туда-сюда проходит поезд с четырьмя вагонами! Подозрительными показались и суммы, необходимые на покупку подвижного состава (35 млн. грн.). Интересно, спрашивали скептики, что же планируется покупать на эти деньги, если новых локомотивов для узкоколеек уже никто не производит, а ремонт старых совсем не так астрономичен?

К счастью, у «маленькой железной дороги» оказалось немало друзей, которые отчаянно пытаются ее сохранить. Перспективы развития малого железнодорожного движения пропагандируют участники форума «Карпатский трамвай», в который входит закарпатская организация «Боржавская инициатива» и подобные ей общественные организации соседних областей. Само словосочетание «Карпатский трамвай» давно стало неплохим брендом, любимым и местной прессой, и многими жителями Карпатского региона. Осталось только качественный товар под этот бренд изготовить. А для этого прежде всего необходимо объяснить людям — и власть предержащим, и самым обычным, — зачем краю нужна, казалось бы, архаичная транспортная система, которую стоит не только сохранить, но и приумножить, возродив хотя бы часть уничтоженных путей. Ведь таким образом решается сразу несколько задач. В первую очередь туристы получают нестандартную услугу, на которую имеется очень неплохой спрос. Если все толково организовать, можно спокойным, умеренным ходом проехать через живописную местность карпатской низины, делая длительные «тематические» остановки в селах — брынзы прикупить, сувениров, попробовать вина и т.п. Соответственно и местному населению доход. А еще насыпи узкоколеек, проложенные вдоль рек, играют роль водозащитных дамб...

Для популяризации малой железной дороги ее хранители — и обслуживающие железнодорожники, и упомянутая «Карпатская инициатива», и Береговский туристическо-информационный центр — в прошлом году отметили день Боржавской узкоколейки и 100 лет «Кушницкой Анце», так как 28 декабря 1908 года было открыто движение по маршрутам Берегово—Долгое и Хмельник—Виноградово. На мероприятия пригласили журналистов из закарпатских СМИ, а также фанов из клубов любителей старинных железных дорог из Венгрии, Германии и Австрии (в одной только Венгрии действуют 13 малых дорог, и их праздничные чествования всегда превращаются в массовые гуляния). Стартовали в Берегово, на Малой станции, где находится уникальное депо узкоколейных поездов. Сегодня тут работает 45 человек, а когда-то трудилось три сотни железнодорожников. До райцентра Иршавы добрых два часа неспешного пути, за которые можно полюбоваться холмами Береговщины, сельскими видами, лесочками, уцелевшим от тотальной мелиорации мочаром (болотом)… Посередине пути — станция Хмельник с вековым железнодорожным мостом на месте слияния двух речек и действующим столетним семафором. Если присмотреться к рельсам, то по их клеймам можно учить историю: тут и австро-венгерский штемпель, и чехословацкий, и советский. Государств этих уже нет, а рельсы остались…

После Иршавы ехать поездом, к сожалению, уже не получится. Колею частями разобрали, частями сохранили. Поэтому пока любителям узкоколейки приходится довольствоваться автотранспортом — чтобы проехать до конечной станции Довге. Глава «Боржавской инициативы» Денис Добра убежден: при желании и содействии дорогу еще не поздно восстановить; тогда туристы имели бы возможность на незаурядном транспорте путешествовать Боржавской долиной. Разве не интересно на оригинальном поезде добраться до досто­примечательностей Иршавщины, в частности, посетить знаменитую старинную водную кузницу «Гамора» в селе Лисичове, полюбоваться горными массивами, посетить памятник архитектуры XVIII столетия — единственный в своем роде равнинный замок в селе Довге?

Сегодня в этом редчайшем даже для Европы памятнике усадебной архитектуры разместилось туберкулезное отделение районной больницы. Объект, конечно, не самый привлекательный для туристов. Да и жители большого села явно не в восторге от такого соседства в самом центре Довгого. Хотя, с другой стороны, будучи лечебным учреждением, замок сохраняется в более или менее приличном виде, а иначе постигла бы его судьба полуразрушенных ныне памятников края.

Летом прошлого года защитники малой железной дороги обратились с письмом в Кабмин, надеясь найти там понимание и поддержку. И были весьма разочарованы, получив ответ первого вице-премьера Александра Турчинова, представляющего позицию Кабинета министров Украины относительно закарпатских узкоколеек. Позиция совпала с желаниями руководства Львовской ЖД — существование убыточных железных дорог нецелесообразно. А ведь для спасения и возрождения закарпатской узкоколейки, изюминки туристического Закарпатья, нужно не так уж много. Усилиями энтузиастов о ней все больше узнают в Европе, и многие приезжают, предлагают свою помощь — материальную и даже физическую. Многие фаны готовы сами, как легендарный Павка Корчагин, помогать восстанавливать закарпатские узкоколейки. От нашего государства требуется — для начала — забыть идею закрытия дороги как дурной сон. А дальше — жизнь покажет…