Двадцать лет назад, в октябре 1984-го, Конгресс США провозгласил 4 ноября Днем памяти большого голода в Украине 1932—1933 годов, а 18 октября того же года президент США Рональд Рейган своей подписью узаконил создание в Конгрессе США комиссии для исследования причин и последствий этой огромной трагедии украинского народа.
Когда в советские времена Москва десятилетиями упрямо рассказывала миру, что в 1932—1933 годах в Украине никакого голода «не было и быть не могло», украинская политическая эмиграция на Западе тем временем, наоборот, все делала для того, чтобы человечество как можно больше узнало о миллионах замученных голодной смертью украинцев — об этой одной из величайших трагедий XX века, а по сути — геноциде против украинства.
Представители украинской эмиграции массовыми манифестациями в крупнейших городах США и Канады оповещали мир о Голодоморе. Кроме демонстраций, заокеанские украинцы развернули широкую кампанию по правдивому освещению этой трагедии в украинской эмиграционной, а отчасти и в американской прессе. Украинцы почтили память казненных во время голода многочисленными памятниками, которые мне довелось увидеть, в частности, в американских Чикаго и Лос-Анджелесе, австралийской Канберре, канадском Эдмонтоне и других городах планеты. Еще один памятник жертвам голода украинская эмиграция воздвигла в виде ряда важных изданий. Следует напомнить, что первые художественные произведения о голоде в украинской литературе появились именно в эмиграции. Своими талантливыми произведениями откликнулись на эту трагедию такие известные писатели, как Иван Багряный, Тодось Осьмачка, Васыль Барка, Улас Самчук и другие.
Не менее значимым стало документально-публицистическое осмысление трагических событий 1932—1933 годов. Особенно заметной в этом направлении стала деятельность среды, объединившейся вокруг газеты «Українські вісті». Была в этом определенная закономерность, поскольку украинцы именно этого круга по своим собственным судьбам и судьбам своих близких хорошо знали, что такое Голодомор. С деятельностью этих же людей связаны и такие важные издания, как «Белая книга о черных делах Кремля», а также труд известного публициста Василия Гришко «Украинский голокост», изданных и на английском языке.
Под давлением такой настойчивости и активности в деле распространения правды о голодоморе в Украине правительства США и Канады вынуждены были откликнуться на требования своих граждан украинского происхождения. Комиссия Конгресса США состояла из двух сенаторов, четырех конгрессменов, трех членов американского правительства и шести членов украинской общины. Ее деятельность дала, в свою очередь, новый толчок исследованиям этой проблемы, в частности и в Гарвардском университете. Вскоре после этого в США появился известный труд о Голодоморе Роберта Конквеста «Жатва скорби», а в Канаде — кинолента «Жатва отчаяния», с которыми ознакомились читатели и зрители многих стран мира.
Особым вниманием к памяти жертв Голодомора был ознаменован 2003 год — год 70-летия трагедии. В конце года в украинских церквах Американского континента прошли панихиды по невинно погибшим, фактически казненных во время Голодомора. Почтили память жертв геноцида во всех крупных общинах, а одна из самых многочисленных панихид состоялась в Детройте, где службу возглавил епископ УПЦ КП Александр (Быковец). Во многих городах провели митинги, выставки, театральные спектакли, тематически приуроченные к теме Голодомора украинцев. Но сегодня задача не только мирового украинства, а прежде всего самой Украины состоит в том, чтобы международные институты, и в первую очередь Организация Объединенных Наций, признали Голодомор в Украине геноцидом против украинского народа.
По убеждению одного из авторитетнейших исследователей голода в Украине, к сожалению, уже покойного, американского ученого Джеймса Мейса, чтобы сосредоточить полностью власть в руках Сталина, нужно было уничтожить вторую советскую республику, а следовательно, уничтожить украинское крестьянство, украинскую интеллигенцию, украинский язык, украинскую историю в памяти народа, уничтожить Украину как таковую. Калькуляция была очень проста и крайне примитивна: нет народа, следовательно, нет и отдельной страны, а в результате — нет проблемы. Такая политика, в классическом понимании этого слова, и означает ГЕНОЦИД.