UA / RU
Поддержать ZN.ua

Юрий Павленко: «Год не прошел напрасно…»

В свое время Юрий Павленко – живая «энциклопедия родственных связей в отечественной политике» и «старожил президентских симпатий» — был самым молодым министром в истории украинских кабминов...

Автор: Алла Котляр

В свое время Юрий Павленко – живая «энциклопедия родственных связей в отечественной политике» и «старожил президентских симпатий» — был самым молодым министром в истории украинских кабминов. После годичной «командировки» на пост губернатора Житомирщины он снова в кресле главы Министерства по делам семьи, молодежи и спорта. Кажется, будто и не уходил. По крайней мере, «детские» темы, благодаря которым прославился в бытность профильным министром (особенно инициировав выплату одноразовой помощи семьям при рождении ребенка), Юрий Павленко не оставлял без внимания и на Житомирщине. Сегодня он говорит о защите прав детей значительно более уверенно и компетентно, чем в 2005 году.

2008-й, как известно, объявлен президентом Годом национального усыновления. Учитывая сумму, выделенную нынешним госбюджетом на содержание Государственного аппарата управления делами, в том числе и аппарата главы государства, можно, конечно, усомниться – не стоило ли, скорее, объявить Год секретариата президента. Но Юрий Павленко утверждает, что выделенных средств на выполнение задач, решение по которым уже принято, достаточно. На новшества – надеется получить после принятия изменений к госбюджету.

Названный некоторыми «спортивными» СМИ в 2006 году «самым провальным министром», Юрий Павленко (которого это, кстати, сильно задело) при подготовке к главным спортивным событиям страны намерен задействовать все имеющиеся у него, как у министра, ресурсы. Быть министром по спорту в обычное время и во время подготовки страны к Олимпиаде-2008 и Евро-2012 по футболу — «две большие разницы». Сейчас просчетов никто не простит.

Сколь успешной будет деятельность нового-старого министра, покажет время. Начало выглядит активным.

— Юрий Алексеевич, как вы оцени­ваете деятельность вашего предшественника на посту министра? Возможно, какие-то из его начинаний вы хотели бы продолжить, а какие-то отменить?

— Мне не хотелось бы оценивать деятельность моего предшественника. Мы находились с ним в постоянном контакте; что касается действий в сфере защиты детей, то он продолжил начатое моей командой. За это время не было принято ни одного «вредного» решения. Правда и то, что Виктор Корж больше уделял вни­мания вопросам спорта.

К сожалению, за это время в министерстве было уволено очень много людей — настоящих профессионалов. Сейчас я возвращаю их.

Уже назначены заместители министра. Это люди, которые работали со мной в 2005—2006 годах. Кроме того, очевидно, будут определенные кадровые изменения и на уровне руководителей госдепартаментов. Люди, работавшие со мной в Госдепартаменте по усыновлению и защите прав детей и в силу разных причин вынужденные уйти в отставку вместе со мной, должны вернуться. Во всяком случае, я в этом заинтересован, тем более что на протяжении этого года они не сидели сложа руки. С одной стороны, уже в условиях общественной организации «Служба защиты детей» фактически ежедневно оппонировала министерству, поэтому и не были допущены критические ошибки. И с другой — наработала целый ряд новых инициатив (законодательных, нормативных), смогла за это время проанализировать то, что было сделано, неудачи и, наоборот, достижения. Поэтому, думаю, этот год не прошел напрасно, поскольку дал возможность посмотреть на работу министерства несколько со стороны. Я, например, теперь знаю очень много секретов, почему главы областных и районных администраций не всегда в полной мере выполняют решения, принимаемые центральной властью.

— И почему?

— Я отбрасываю сейчас комплекс вопросов, когда они не хотят. И беру только тот, когда хотят, но не знают как. Причины разные. Часто главы областных и районных администраций просто не понимают, чего от них хотят, часто нет возможности выполнить из-за отсутствия средств, опыта, умений, знаний, структурных подразделений.

— Президентом Украины 2008-й объявлен Годом усыновления детей и развития семейных форм воспитания. Что это означает? Какие конкретно шаги предполагает сделать министерство в этом направлении, какие средства и на что именно выделены в этом плане госбюджетом?

— Это, кстати, тоже была инициатива, предложенная президенту «Службой защиты детей». Поэтому к реализации этой политики мы готовились еще до возвращения в министерство.

Уже разработаны и находятся в секретариате президента два законопроекта. Первый — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (об усыновлении детей-сирот и детей, лишенных родительской опе­ки), где предусмотрены ежеме­сячная помощь на усыновленного ребенка (прожиточный минимум) и одноразовая помощь при усыновлении — 12,5 тысячи гривен. После принятия законопроекта при пересмотре госбюджета-2008 на эти цели будет предусмотрено 200 млн. грн.

Второй законопроект — «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» (о размере помощи на детей, которые находятся под опекой или попечительством), где предусмотрено увеличение государственной помощи таким детям до двух прожиточных минимумов. После принятия проекта закона при пересмотре госбюджета на эти цели будет предусмотрено дополнительно 421 624,3 тыс. грн.

На развитие приемных семей и дет­с­ких домов семейного типа (ДДСТ) уже сегодня бюджетом предусмотрено
125,8 млн. (кстати, в проекте было
105,4 млн.).

Кроме того, президент дал поручение упростить порядок усыновления. Прежде всего это касается усовершенствования работы государственных и судебных органов.

В этом году мы поставили перед собой задачу полностью защитить родителей-воспитателей приемных семей и ДДСТ. Это касается пенсионного страхования, стажа работы и так далее. Сегодня эти люди не подпадают под трудовое законодательство. Их невозможно было внести в какую-либо категорию — 24-часовой рабочий день без выходных и отпусков. Подготовлены определенные изменения к закону с тем, чтобы фактически их легализовать.

Что касается бюджетных средств, то их для выполнения задач, по которым решения уже приняты, достаточно. Но чтобы выполнить все задачи, очевидно, что их недостаточно. Президентом поставлена задача — чтобы в изменениях к бюджету, которые сегодня готовит правительство, ряд этих новаций был учтен. К сожалению, нынешний бюджет готовился в максимально сжатые сроки, поэтому такой была договоренность. Думаю, этот недостаток будет компенсирован в изменениях к бюджету.

— Расскажите о возможных льготах усыновителям, о чем в свое время также заявляла «Служба защиты детей».

— Это один из вопросов. В свое время мы начали работать над этим проектом с Налоговой администрацией, но, к сожалению, за последний год ничего в этом направлении не было сделано. Для подготовки изменений в бюджетный кодекс нужны профессиональные финансисты и бюджетники именно в сфере дет­ства. Думаю, мы еще вернемся к этому.

— Какие меры будут предприняты Минсемьи по профилактике сиротства, в том числе своевременному выявлению и работе с неблагополучными семьями, что, как известно, является не менее важной задачей, чем пропаганда усыновления?

— По нашим оценкам, 115 тысяч украинских детей воспитываются в неблагополучных кризисных семьях. Буквально на днях я подписал приказ о создании Единого банка данных семей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах.

Сегодня в Украине уже действуют девять социальных центров матери и ребенка, которые работают с роженицами, предотвращая отказы матерей от новорожденных. Причиной сиротства являются не только асоциальное поведение, но и правовая безграмотность и бедность семей. Деятельность этих учреждений и консультационных пунктов при родильных отделениях позволяет ежегодно около 500 малышам не потерять маму.

В этом году будут достроены также те центры, строительство которых началось еще в 2006 году, но не было завершено. Средства на это бюджетом предусмотрены.

Недавно завершился проект TASIC «Помощь кризисным семьям». Госслужа­щим нужно еще научиться своевременно «диагностировать» кризис в семье — не только наказывать родителей лишением родительских прав, но и научиться помогать таким семьям.

— А закончена ли работа по созданию Единого банка данных на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки?

— Должна была быть завершена еще полгода назад… Но будет закончена в ближайшее время.

— Некоторые «спортивные» СМИ в свое время окрестили вас самым «провальным» министром в сфере спорта, назвав популистскими заявленные вами в 2006 году планы по реконструкции НСК «Олимпийский» и строительству олимпийской базы ледовых видов спорта «Олимпийская деревня»…

— Да? Мне кто-то цитировал... А за что, интересно? Если не было вообще ничего. В 2005 году я начинал с бюджетом на капитальные вложения в спортивные сооружения в 18 млн. грн. и при отсутствии государственной программы (то есть какого-либо основания вообще финансировать такие учреждения). Моей первой задачей было сформировать государственную политику, основание строить спортивные объекты, которые до этого просто уничтожались, продавались, разворовывались и застраивались домами. Не было никакого ограничительного документа. На самом деле как раз в 2006 году работа и началась. Сегодня уже есть весь необходимый пакет документов — от запретительных законов до Государственной программы развития физической культуры и спорта на 2007—2011 годы по каждому направлению.

Два критических объекта на тот момент (не мною придуманные и не мною уничтоженные) — это ледовый стадион и НСК «Олимпийский». Относительно первого у нас тогда была отработана система. Но долгое время не удавалось решить конфликт с городской властью. Сегодня он решен. Место выкуплено. Думаю, что строительство «Олимпийской деревни» на проспекте Глушкова начнется уже в этом году.

Что касается НСК «Олимпийский», то сегодня создана комиссия по проверке того, что произошло за это время. Моя однозначная позиция — НСК должен быть реконструирован и территория вокруг него точно так же должна служить спорту и физической культуре. Есть план. Концепция реконструкции была утверждена тоже еще в 2006 году. Отступать уже некуда. В понедельник или во вторник (21—22 января — А.К.) состоится заседание наблюдательного совета, состав которого был утвержден Кабмином 16 января. До этого будет завершен анализ ситуации вокруг НСК, проектов, в том числе и немецкого «HOCHTIFF Construction AG», презентация реконструкции которого состоялась в ноябре прошлого года. Предвари­тельная стоимость реконструкции составляет полтора миллиарда гривен, из которых 300 млн. предусмотрены бюджетом этого года.

На данный момент завершено строительство Центра юношеских и юниорских сборных команд Украины по футболу — стадион им.В.Банникова. Постро­ен Дом футбола.

Подписан ряд инвестиционных соглашений по строительству современного ледового стадиона («ЛТК «Крижин­ка»), спортивного комплекса для игровых видов спорта, крытых и открытых теннисных кортов (МДП «Теннисные корты»), современного 50-метрового бассейна с инфраструктурой (НСБ «Атлет»), легкоатлетического манежа (НСК «Олимпийский»).

Убежден, что проблема с «Троицким» будет решена. Все эти вопросы мы сейчас вынесем на наблюдательный совет. Ес­ли Киев с помощью государства и инвестиционных средств сможет построить новый современный стадион, тогда можно будет рассматривать вопрос о перенесении финального матча Евро-2012 по футболу. Но это при условии, что такой стадион будет построен до 2010 года, что маловероятно. Поэтому с моей стороны никаких действий в отношении НСК «Олимпийского» (имеется в виду его продажа или закрытие с тем, чтобы использовать эти средства на строительство нового стадиона) не будет. Наоборот, будет жесткая позиция в отношении каких-либо попыток его уничтожить.

— Как будет проходить подготовка спортсменов и спортивных функционеров к летней Олимпиаде-2008 в Пекине?

— На этой неделе прошло два серьезных совещания, посвященных анализу состояния подготовки к Олимпийским играм. Министерством совместно с Национальным олимпийским комитетом (НОК) создан Экспертный совет по вопросам подготовки и участия спортсменов Украины в XXIX летних Олим­пийских играх. В течение следующего месяца запланировано провести собеседование по каждой федерации отдельно, выходя на каждого спортсмена — что нужно, какие есть проблемы. Сейчас 171 спортсмен по 21 виду спорта завоевал лицензии на право участия в Олимпийс­ких играх. До завершения отборочного цикла мы надеемся получить 220—230 лицензий. Будет определена так называемая золотая сотня лучших спортсменов. Из них будет выделена еще более высокая категория. То есть чем выше результат, тем больше внимания и финансирования будет в отношении спортсмена. Конкуренция — это тоже спортивный подход.

Показатели 2007-го, предолимпийского года хуже, чем 2003-го по отношению к 2004-му. И такая ситуация вызывает тревогу, так как это, в принципе, один из критериев. И плюс Пекин, Китай со своей спецификой и погодными условиями. Поэтому мы подключили науку и медицину, поскольку без этого говорить о серьезных результатах невозможно. Сейчас предпринимаем авральные действия, но параллельно принято решение о радикальном обновлении центров спортивной медицины и антидопингового, которые должны стать общенациональными объектами, а не кустарными, каковыми являются сегодня, не имея ни полноценного помещения, ни достаточного количества препаратов, ни нормального финансирования на разработки или использование новейших разработок. А без этого в современном спорте очень сложно добиться наивысших достижений. Именно поэтому фактически с первых дней работы особое внимание уделяется каждому спортсмену, который уже завоевал лицензию или является потенциальным не только участником, но и финалистом Олимпийских игр.

— То есть вы хотите сказать, что каких-то особенных результатов от наших спортсменов на этой Олимпиаде ожидать не стоит?

— То, что туда поедут 220—230 украинцев, уже хороший результат. Что касается наград, то есть опасения, что будет немного. Безусловно, все ресурсы и возможности, которые будут у меня как у министра, ресурсы Кабмина (здесь есть четкая позиция со стороны президента Украины) будут задействованы для поддержки нашей олимпийской, параолимпийской и дефолимпийской сборных. Средств в бюджете достаточно. Есть опыт прошлого года, когда часть полномочий министерства была передана НОК с тем, чтобы повысить его статус и ответственность не только в пределах Украины, но и в международном олимпийском движении. Подобную практику, если она себя оправдает (что тоже определенный риск, заложенный на эти Олимпийские игры), мы будем распространять и на национальные федерации.

— Создано Национальное агентство по подготовке к Евро-2012 под руководством Е.Червоненко. Вы в свою очередь заявляете, что возглавляемое вами министерство будет работать над подготовкой к чемпионату Европы по футболу 2012 года. Как вы будете делить полномочия, обязанности и выделяемые бюджетом средства?

— Очевидно, что подготовка к Евро-2012 — приоритет министерства, поскольку это одно из серьезнейших спортивных событий мирового масштаба. С Национальным агентством мы будем не конкурировать, а работать как единая команда. Никаких противоречий с Евгением Альфредовичем у нас нет и быть не может, потому что есть значительно большая ответственность перед украинским народом, перед президентом и правительством за реализацию этого проекта.

Что касается средств, то госбюджет четко разделяет расходы на содержание Национального агентства и министерства. Так же четко разделены расходы на подготовку объектов социально-экономической инфраструктуры — через министерства, к сфере управления которых они принадлежат.

Государственная программа сегодня предусматривает освоение 125 млрд. грн., необходимых для подготовки к Ев­ро-2012, из них около 18 млрд. — бюджетные средства, почти пять — из местных бюджетов и 103 млрд. — инвесторские. Поэтому в данном случае как единое целое должны работать Минсемьи (обеспечение всей инфраструктурной составляющей — стадионы, тренировочные базы, фан-зоны, содействие под­готовке Национальной сборной команды Украины по футболу), Национальное агентство, которое было создано как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, Минэкономики, в функциях которого инвестиционное обеспечение, и все остальные центральные органы без исключения. К сожалению, на сегодняшний день На­циональное агентство пока не в состоянии полноценно выполнять закрепленные за ним функции по объективным причинам — не было помещения, не сделано ни одного кадрового назначения, назначен был только руководитель.

При самых благоприятных обстоятельствах на стопроцентную мощность агентство выйдет через три-четыре месяца. Понятно, что все это время Минсемьи будет выполнять задачу координирующего органа. Мы взяли на себя режим фактически круглосуточной работы по подготовке Евро-2012 с одной целью — наверстать утраченные девять месяцев. 16 января Кабмином были приняты постановление об организационном комитете, распоряжение «Об утверждении плана первоочередных мер по подготовке и проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу». И самое главное — мы наконец решили проблему размещения Национального агентства — в ГАК «Хлеб Украины» по ул.Саксаганского, 1.

Проблема в том, что большинство из этих заданий надо было выполнить до 1 января. Теперь за месяц мы вынуждены делать то, что не было сделано до сегодняшнего дня.

— Много разговоров о том, что Евро-2012 в Украине под угрозой срыва. Каковы ваши прогнозы?

— Это не более чем разговоры. Причиной тому было отсутствие должного информационного обеспечения. Что сделано и что должно быть, почему это хорошо для страны, региона, города, села, которых «зацепит» Ев­-
ро-2012? Нужно четко показать, что каждая вложенная государством гривня отобьется десятью для каждого украинца. Самое главное, что мы наконец закончили дискуссию — между правительством, президентом и парламентом. Сегодня все мы — одна команда, которая играет на успешное проведение Евро-2012.

У Украины много оппонентов. Они были и на первоначальном этапе, до нашей победы в тендере. Абсолютно понятно, что каждая наша ошибка, недоделка, сбой в графике будут очень серьезно отражаться на имидже государства. Исключить провокации и определенный саботаж я тоже не могу, но вместе с тем надо понимать, что это вопрос национальных интересов.

— Насколько активны сейчас молодежные, студенческие общественные организации, каково их реальное влияние?

— Откровенно говоря, я недоволен сегодня развитием молодежного движения и количеством молодежи в общественных молодежных организациях. Вместо того чтобы проводить интересную необходимую молодому человеку политику, они превратились в неэффективных пользователей бюджетных или грантовских средств. Сегодня создана группа, которая работает над новой общегосударственной программой развития поддержки молодежи 2009—2013 гг. Приоритеты молодежной политики на этот год для нас — рабочие места и жилье для молодежи.

Если говорить о рабочем месте, то здесь вопросы — как стимулировать работодателя брать молодого человека на работу и как подготовить молодого человека к первому рабочему месту. Что касается молодежного жилья, то использовав опыт работы Фонда с 1999 года (кредитование и предоставление льготных кредитов), я бы перевел его сегодня в общегосударственную программу «Доступное жилье», где отдельной составляющей будет жилищная политика государства по отношению к молодому человеку. Соответствующий указ президента есть. Со стороны нашего министерства подготовлен пакет предложений. Конечно, до того времени Фонд будет продолжать действовать. Но надо понимать, что хотя некоторые кризисные моменты в работе Фонда удалось урегулировать, с нынешним бюджетным финансированием (и даже если увеличить его в десять раз) он все равно не способен в полной мере обеспечить потребность молодежи в новом качественном или хотя бы в минимально необходимом жилье.

— Насколько эффективным вы считаете повышение выплат при рождении ребенка? Возможно, это стоило бы заменить другими способами помощи молодой семье?

— Я думаю, что это себя оправдало. Собственно, еще в 2005 году мы рассчитывали, что в случае позитивной реализации программы помощи на первого ребенка она будет дифференцирована на второго и третьего. И тогда, и сегодня стоит задача стимулировать семьи рожать больше детей.

Вместе с тем, понимая все негативные моменты, которые могут быть с этим связаны (возможны определенные злоупотребления), я подписал приказ о проведении через Институт семьи и молодежи совместно с Минтруда специального исследования о взаимосвязи появления детей-сирот с выплатой государственной помощи при рождении ребенка. В случае, если мы выявим какие-то новые негативные тенденции, это даст возможность оперативно принять решение.

— Николай Томенко недавно заявил, что нигде в мире нет телевидения, которое бы так настойчиво, как украинское, утверждало: если ты не выпил и не переспал со всеми вокруг, то ты не состоялся. Думаю, вас как «семейного» министра эта тема не может не волновать…

— Министерство за запрет рекламы алкоголя и табака на телевидении, в СМИ, в спортивных программах и так далее. Есть законопроект того же Нико­лая Томенко. Кроме того, есть ряд предложений законодательного характера о том, чтобы за каждую минуту или слово рекламы алкоголя и табака рекламодатель или производитель платил такую же сумму на социальную рекламу.

— Таким образом вы еще увеличите количество рекламы…

— Но как минимум будет противовес. Пока это только вариант, поиск. Наша позиция в этом вопросе бескомпромиссна. С другой стороны, имея опыт работы в рекламном агентстве табачной и алкогольной отраслей, я понимаю, насколько серьезное лобби они сегодня имеют. Но, думаю, пришло время окончательно определить, что важнее — рекламные бюджеты или здоровье и будущее нации и государства?!