UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЮБИЛЕЙ БЕЗ АНШЛАГА

Аншлага не было, хотя праздник этого заслуживал. Национальному симфоническому оркестру исполнилось 60 лет...

Автор: Екатерина Щеткина

Аншлага не было, хотя праздник этого заслуживал. Национальному симфоническому оркестру исполнилось 60 лет. В Колонном зале имени Н.Лысенко, где проходил юбилейный концерт, не только можно было услышать музыку в исполнении юбиляра, но и познакомиться с его историей, представленной на выставке. А история эта полна символизма и замечательных имен.

Оркестр был организован в печальной памяти 1937 году. В это мрачное и небезопасное время в Киев решился приехать известный в то время немецкий дирижер Адлер с целью создать симфонический оркестр. Коллектив сразу приобрел популярность, залов не хватало, чтобы вместить всех желающих послушать музыку. Оркестр прогрессировал. В 1957 году - сорок лет назад - Дмитрий Шостакович доверил киевским музыкантам премьеру своей 11-й симфонии.

С этим коллективом связано много замечательных имен: Натан Рахлин, Степан Турчак, Евгений Станкович, Игорь Блажков. В отличие, скажем, от оркестра Мравинского киевский оркестр довольно часто менял главных дирижеров. Плохо это или хорошо, но по сей день все приезжие музыканты, работающие с этим оркестром, отмечают его гибкость - с первых же репетиций коллектив четко улавливает замысел дирижера или солиста.

- С приходом Теодора Кучара лицо оркестра несколько изменилось, - говорит генеральный директор и художественный руководитель оркестра Михаил Чайкин. - Оркестр стал отлично читать с листа. Это позволяет быстро нарабатывать программу. Это необходимо в современных условиях, при записях на компакт-диски. Мы имеем «Золотой диск» - лучшая запись 1994 года. Это специфическая работа: за три часа ты делаешь запись, и если там что-то не так, то запись эту фирма не принимает, запись уходит в корзину вместе с деньгами, которые были в нее вложены.

Кроме того очень вырос технический уровень исполнителей.

- У меня в последнее время сложилось впечатление, что вообще технический уровень музыкантов очень повысился. Но это не пошло на пользу музыкальности. Много техники, но мало души. Музыкант стал подобен ритору, у которого прекрасно поставлена речь, но ему нечего сказать.

- Да, сейчас, мне кажется, наш оркестр потерял ту теплоту тембра, которой добивался Натан Рахлин. Иногда сидишь в зале и слышишь, что люди играют просто ноты. Хорошо играют, чисто, но нет в этом чего-то главного.

У любого актера есть своя Роль. У музыканта это, наверное, какое-то «его» произведение или несколько произведений. Визитка Национального симфонического - музыка романтиков. Неспроста оркестр в этом году был приглашен на фестиваль в Брно и Братиславе - девизом этого фестиваля была именно романтика. В исполнении оркестра замечательно звучат симфонии Чайковского, «Франческа да Римини», «Манфред», «Фантастическая симфония» Берлиоза. Но хороший современный музыкальный коллектив просто обязан быть универсальным. Слушатель не любит однообразия и всегда наряду со «старым добрым» хочет слышать что-то новое.

- Отечественных исполнителей небезосновательно поругивают за то, что их творческие интересы не переходят границы времени и традиции. А слушателю хочется Хиндемита, Орфа, Мессиана, нововенцев, сериалистов, современников, наконец. Об интересе слушателя говорят хотя бы расходящиеся большими тиражами компакт-диски.

- У нас есть огромное желание играть эту музыку. Основная проблема - достать ноты. Аренда этих партитур стоит очень больших денег. Раньше это иногда делалось через Москву. Теперь этот путь для нас закрыт. Правда, мы, кажется, нашли одну возможность - через посольства. Они понимают, что нам не под силу такие суммы, но хотят способствовать популяризации их музыки в Украине. Вот сейчас мы связались с Норвежским посольством, и они дали нам возможность исполнить произведения не известного здесь, но очень популярного у них композитора Харалда Северуда и не исполнявшуюся у нас ранее сюиту Грига «Сигурд Юрсальфар». Мы надеемся, что и остальные посольства откликнутся на наши просьбы и их музыка зазвучит у нас.

- А не кажется ли вам, что эта музыка не найдет слушателя? Что классика вообще скоро станет окончательно «факультетом ненужных вещей».

- Еще не так давно мне тоже так казалось. Но теперь я с этим категорически не согласен. Я вижу, что люди идут каждый вечер в зал. И это не только и не столько пожилые люди, это молодежь, это, представьте себе, парочки и, что покажется совершенно невероятным, - «крутые». Может, ходить в концерт снова становится престижным и «крутые» родители воспитают в детях хотя бы привычку к тому, что раз в неделю надо надеть бабочку и пойти послушать классическую музыку, как это происходит на Западе. Не знаю, с чем это связано, но тенденция есть и надо ее развивать. Раньше на наших концертах бывала страшная ситуация - в зале сидело 15-17 человек. Теперь из 500 мест заполняются 300-400. Причем это публика, которая следит за концертами, интересуется репертуаром и приходит довольно регулярно.

- Где выше интерес к музыке - на Западе или у нас?

- Безусловно, у них. Причем там на концерт приходит специфическая публика. Это знатоки. Они могут прийти с партитурой и в перерыве донимать дирижера расспросами, почему вот в этой редакции меццо-форте, а они играют пиано, это чья редакция и где ее можно достать.

- Вы считаете, что это лучший слушатель, чем тот, который приходит просто послушать? А разбираться в партитуре - это дело профессионалов.

- Эта музыка заслуживает того, чтобы ее знали. У человека, идущего на концерт, должно быть желание по крайней мере узнать что-то о ней и о ее создателе.

Кажется, худшие времена оркестра позади. Разговор с художественным руководителем был нетривиален уже потому, что о проблемах почти ничего не было сказано. А если и говорилось, то в контексте способов решения. Кого теперь удивишь рассказами о низких зарплатах, отсутствии репетиционной базы, расходах на содержание инструментов (которые, по идее, оплачивает государство)? Тем не менее оркестр пополняется музыкантами, которые по разным причинам уходят из других коллективов, и молодыми исполнителями. И в самое тяжелое время, когда оркестр сидел без зарплат, помещения и было от чего впасть в отчаяние, коллектив удалось сохранить. Более того, у оркестра широкий спектр планов: начиная с гастрольных поездок по Украине, что малопопулярно сейчас у музыкантов, рвущихся в заубежные гастроли на заработки, но очень нужно, так как оркестров высокого класса в Украине не так уж много, заканчивая строительством в Киеве большого концертного центра.

Ушло ли время энтузиазма? Вопрос спорный. Но с тем, что труд должен оплачиваться, не поспоришь. Бюджетные организации, каковой является и Национальный симфонический оркестр, вряд ли могут в ближайшее время ждать от государства решения всех своих финансовых проблем. У таких организаций два пути: либо опустить руки и позволить искусству исчезнуть, либо искать и находить возможности выживания собственного и выживания искусства. Возможно, наступает время новых профессионалов, которые будут считать ответственными за искусство прежде всего себя, а потом уже государственных мужей. Да и кому заботиться о музыке, как не самому музыканту? Впрочем, сейчас, кажется, в отношении госструктур к оркестру - оттепель.

- В связи с приближающимися выборами разные политические силы кинулись наперебой вкладывать деньги в культурно-художественные акции. Это прекрасная возможность рекламы для них и неплохая возможность поправить свои финансовые дела для деятелей культуры и искусства. Поступают ли вам подобные предложения и как вы к ним относитесь?

- Я мог бы составить целый список партий и отдельных политиков, приходивших к нам с предложениями самыми заманчивыми. Но мы в свою очередь должны были их всячески рекламировать. Нам даже предлагали всем оркестром вступать в партию. Мы решительно не намерены этого делать. И я надеюсь, нам не придется отдавать свое искусство на службу политическим играм.

Ars longa vita brevis, и хорошо, что в суете нашей жизни есть островки вечного искусства. Мы поздравляем с юбилеем Национальный симфонический оркестр, людей, у которых на кончиках пальцев Вечность.