Приподнятое настроение царит в кабинетах государственных администраций пяти городских районов Киева. Еще бы, ведь по их подсчетам в мае районам исполняется 80 лет. Действительно, такую дату стоило бы отметить. Но... до нее еще надо подождать какое-то время. Если же праздновать — то юбилей городского совета. Здесь с годами все будет верно.
Административно-территориальные районы Киева и их руководящие органы возникли не 80 лет назад, как планируют вскоре праздновать, а значительно позже. И дело совсем не в том, что кто-то сознательно решил ввести киевскую общественность в заблуждение, а в незнании действительного хода событий, происходивших 70—80 лет назад.
Первые попытки деления города
О самом понятии района как единицы деления города впервые заговорили в 1917 году, когда на повестке дня стал вопрос создания в Киеве районных дум. В соответствии с законом Временного правительства России от 15 апреля они могли избираться в городах с населением не менее 150 тысяч. Задача дум, или, как они еще назывались, участковых городских управлений, состояла в «содействии городскому и общественному управлению в выполнении задач городского хозяйства, управления и касающихся отдельных частей города нужд».
Киев в то время подразделялся в административном отношении на девять районов милиции — Печерский, Дворцовый, Старокиевский, Бульварный, Лыбедской, Лукьяновский, Подольский, Плоский, Соломенский. Они были созданы после февральской революции 1917 года и заменили бывшие полицейские участки. Однако когда шла подготовка первых прямых выборов в городскую думу, состоявшихся 23 июля того же года, списки избирателей составлялись не по девяти, а по 14 районам. И не милицейским, а приписным. К уже названным добавились еще пять — Шулявский, Куреневский, Зверинец-Теличка, Приорка-Сырец и предместье Пуща-Водица. Но эти районы тоже не стали административными единицами. Так, накануне нового 1917/18 учебного года прием учащихся в школы производился по 13 училищным районам (вместо Приорки-Сырца, Дворцового, Шулявского и Куреневского появились Забайковье, Протасов Яр и Приорско-Куреневский районы). Существовали переделы также по другим схемам.
Выборы в районные думы предварительно были назначены на январь 1918 года. Их планировали провести через две-три недели после избрания Украинского учредительного собрания, чтобы использовать уже составленные избирательные списки. Предполагалось создать в Киеве восемь районов и избрать в их думы всего 340 гласных (депутатов). В Подольском, Лукьяновском, Лыбедском и Старокиевском районах должно было быть по 50 гласных, в Печерском и Бульварном — по 40, в Соломенском и Приорско-Куреневском районах — по 30. Количество избранников зависело от численности населения и размера территории района. Исполнительные органы дум — районные управы — планировались из 12—17 штатных работников, в том числе деловоды и их помощники, машинистки, регистратор, счетовод и «мальчик». Еще были намерения образовать Совет председателей районных управ и его секретариат из трех работников. Однако реализовать все это не удалось из-за последовавших общественных катаклизмов и классовых боев.
27 октября (9 ноября) 1917 г. большевики с целью организации вооруженного восстания и установления в Киеве своей власти создали военно-революционный комитет (ревком). Такие чрезвычайные органы диктатуры пролетариата появились во многих регионах Украины и просуществовали почти четыре года. Наконец 5-й Всеукраинский съезд советов, состоявшийся 25 февраля—3 марта 1921 г., провозгласил: отныне единственными полномочными органами государственной власти являются местные советы и создаваемые ими исполнительные комитеты. Это означало ликвидацию губернских и городских ревкомов.
Согласно последующему решению президиума Всеукраинского ЦИК, в Киеве в период с 5 по 24 апреля 1921 г. состоялись выборы в городской совет рабочих и красноармейских депутатов. Они проходили на общих собраниях коллективов предприятий, учреждений, военных частей, профессиональных союзов. Всего было избрано 1459 членов (депутатов) Киевского городского совета. Первое заседание нового органа власти состоялось 26 апреля 1921 года. «От имени армии» горсовет приветствовал В.Затонский, а депутаты со своей стороны постановили направить приветственные телеграммы «товарищу Ленину», Всеукраинскому ЦИК и Совнаркому, «Красной Армии и ее вождю товарищу Троцкому», Коминтерну, 1-му Киевскому конному корпусу, 44-й Киевской дивизии и английским шахтерам.
На организационном собрании 7 мая председатель Киевского губревкома Ян Гамарник предложил распределить всех депутатов для практической работы по отраслевым секциям. Он внес также предложение создать из них районные советы. В принятом постановлении так и указали: «С целью приближения советского аппарата к рабочим массам создать районные советы из числа членов горсовета по месту их избрания». Сформировать районные советы было поручено отделу управления Губревкома. (Вот это заседание 7 мая потом и было ошибочно воспринято за момент начала районных структур местной власти.)
Вскоре в помещениях райкомов Компартии (большевиков) Украины прошли собрания членов городского совета, которые были избраны на территориях партийных комитетов и автоматически вошли в состав соответствующих районных советов. Они избрали свои исполнительные органы — райисполкомы. Например, в Печерском районе на 200 членов райсовета было девять членов райисполкома.
Через десять месяцев после первых выборов были назначены новые — в городской и районные советы. Газета «Пролетарская правда» сообщила, что избирательные собрания будут проходить с 24 февраля по 2 марта 1922 г. по шести районам города. Положение о выборах предусматривало, в частности, такой порядок: «Районы милиции избирают своих представителей в горсовет на общегородском избирательном собрании городской рабоче-крестьянской милиции. Служащие в театрах и артисты г.Киева объединяются и избирают своих представителей на общегородском собрании. Служащие и преподаватели трудовых школ, приютов, площадок, детских домов и другие объединяются по районам и избирают на районном собрании».
Рабочие промышленных предприятий и военные избирали депутатов в своих коллективах, высшие учебные заведения — на общегородском собрании, но по разным спискам: отдельно преподаватели и студенты. Так же по профессиональному принципу и по районам депутаты потом и утверждались избиркомом.
Однако очень быстро обнаружилась искусственность и абсолютная недееспособность новоизбранных районных советов. Они не имели не только никаких прав, но и конкретных обязанностей, и к тому же легли тяжелым грузом на местный бюджет. В результате уже 24 июля 1922 г. городской совет, руководствуясь постановлением Киевского губисполкома и решением Всеукраинского совещания председателей губисполкомов, постановил: «Ликвидировать все райсоветы г.Киева, кооптировав всех их членов в состав горсовета. Ликвидировать райисполкомы, а работников их, по возможности, привлечь на усиление работы раймилиции».
Разъясняя такое категорическое решение, газета «Пролетарская правда» 26 июля писала: «Райсоветы были введены в целях, прежде всего, вовлечения рабочих масс в дела управления и советского строительства и продвижения по лестнице советской работы наиболее способных и сознательных беспартийных рабочих. Опыт показал, что с делом вовлечения и продвижения в районном масштабе обстоит туговато: вовлечение ограничивалось единицами, а продвижение и совсем почти не имело места. Посещаемость была в них незначительная, дел для рассмотрения было ничтожное количество, а главное, средств для обслуживания окраин города совсем не было. Райсоветы отмирали.
Но вот появился нэп с его местным бюджетом. Казалось, новые перспективы открываются для деятельности не только губисполкома и горсовета, но и для районных советов. Казалось, местный бюджет даст реальные средства для проведения в жизнь неотложных мероприятий, что районы снова заживут. В действительности местному бюджету оказалось не под силу даже содержание одних лишь сотрудников, насчитывающих до 90 человек во всех райисполкомах. При таких условиях встал вопрос о сокращении штата служащих вообще и в частности служащих учреждений, которые никого «не вовлекают и никого не продвигают» вверх по советской лестнице управления.
При условии неоправдавшихся надежд, возложенных еще так недавно на местный бюджет, причинит ли вред ликвидация районных учреждений интересам рабочих г.Киева? Конечно, нет! Члены райсоветов кооптируются в горсовет, в секциях которого в настоящее время проводится весьма интенсивная работа. Взять, напрмер, коммунальную секцию — важнейшую из всех. Разве она при условии наполнения ее членами райсовета не сумеет вполне обслужить также и интересы районного, окраинного рабочего населения. Она сможет заменить с успехом райсоветы и райисполкомы и поставить коммунальное дело на должную высоту. Вообще — секциям принадлежит блестящее будущее».
Апрель —
месяц знаковый
Таким образом, первая попытка введения в Киеве районной системы власти, печальный 80-летний юбилей которой теперь решили празднично отметить, оказалась неподготовленной и неудачной. Это потому, что она была направлена не на управление районными делами в полном понимании, а на создание «пролетарского актива районного строительства». С тех пор, как и раньше, понятие района относилось не к советам. Районом называли определенную местность, а районными — комитет партийной организации, милицейский участок, различные отраслевые структуры и другое. Например, 27 января
1924 г. президиум Киевского губисполкома и пленум горсовета совместно с общественными организациями постановили переименовать Печерский район в Ленинский, или Ленинку. Были также в Киеве местности Жовтнивка, Сталинка, Сичнивка (партийный район им.Сичневого (Январского) восстания), Петровка (в честь «всеукраинского старосты» Г.Петровского), Раковка (в честь председателя Совнаркома Х.Раковского).
В 1931 году горсовет начал разработку проекта единого районирования Киева. Оказалось, что свое собственное распределение города по районам имеют милиция, народные суды, отдел здравоохранения, финансовые органы, жилищная управа, пожарная охрана, отдел благоустройства и другие службы. Поэтому решили сначала условно поделить город на 100—120 микрорайонов, чтобы потом можно было точнее определить окончательные размеры и оптимальное количество административных районов Киева.
Согласно проекту «Положения о городских районных советах рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов» в ведение советов предполагалось отнести «планирование хозяйственного и культурно-социального строительства, руководство работой предприятий промышленности районного значения, коммунальным хозяйством и благоустройством, развитие жилищного хозяйства и строительства, создание на фабриках и заводах собственной сельскохозяйственной базы, организация помощи пролетарских масс города советским колхозам и кооперативным организациям на селе, организация снабжения трудящегося населения района, в первую очередь индустриальных рабочих и приравненных к ним категорий трудящихся, потребительскими товарами и предметами питания, а также содействие развитию советской торговли, содействие улучшению работы транспорта и связи, руководство работой школ, библиотек, культобразовательных заведений, содействие работе вузов и втузов, мероприятия по ликвидации неграмотности, обеспечение политико-воспитательной работы среди трудящихся, руководство работой в деле охраны здоровья и социального обеспечения, охрана революционного порядка и управления, всесторонняя помощь обороноспособности страны».
9 октября 1932 г. Киевский горсовет принял постановление об образовании четырех административных районов — Ленинского, Сталинского, Петровского и Жовтневого. Президиум ВУЦИК 20 мая 1933 г. утвердил это решение, и 9 июня горсовет вторично постановил: «Образовать на территории г.Киева четыре районных совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в границах, которые в настоящее время занимают районные партийные комитеты». При размежевании территорий центральной точкой была принята Софийская площадь, от которой расходились все четыре района. Однако выборы в районные советы, назначенные на 5—15 августа 1933 г., не состоялись.
На этот раз районирование приостановилось из-за ожидаемого перенесения столицы из Харькова в Киев. Но все же день рождения районов приближался. 27 февраля 1934 г. президиум горсовета принял свое третье, последнее постановление: «Обеспечение должных темпов развития коммунального хозяйства города, устранение всех недостатков и превращение Киева в ближайшее время в образцовый социалистический столичный город — одна из основных задач, которые ставят перед собой руководящие центральные и местные органы. Осуществление этих задач требует перестройки работы горсовета таким образом, чтобы на основе еще большего приближения к трудящимся, особенно работникам фабрик и заводов города, укрепить связь с избирателями и обеспечить полностью конкретное оперативное руководство всеми звеньями городского хозяйства. Поэтому на основании постановлений ВУЦИК и облисполкома президиум Киевского горсовета постановил: образовать в г.Киеве четыре городских районных совета в районах — Ленинском, Сталинском, Жовтневом и Петровском». Выборы в районные советы проходили с 25 марта по 3 апреля 1934 года.
Вообще апрель стал в определенной мере решающим для местной власти в Киеве. В апреле 1921 года был избран первый городской совет, в апреле 1934-го — первые четыре районных совета, в апреле 1935-го появился пятый район — Дарницкий, в апреле 1937-го образованы еще три — нынешние Печерский, Шевченковский и Московский, в апреле 1938 года основан Зализнычный район.
Теперь ожидается новый передел Киева, а с ним — новые районные советы. Кажется, это тоже будет весна — апрель 2002-го. Так что, отмечаем юбилей, который пришел, и будем готовиться к тем, которые будут.